Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2009

Я иду на урок

Тамара Рыжова ,
учитель Комсомольской СОШ, Республика Татарстан

День народного единства

Классный час. 3–4 классы

Тема. «4 ноября – День народного единства и примирения».

Цели. Углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; содействовать усилению чувства гордости за Родину; способствовать воспитанию в детях патриотических черт характера, готовности к защите Родины, стремления к единению.

Учебные материалы. Картина «Московский Кремль ХVI–ХVII веков»; фотография памятника Минину и Пожарскому и их портреты; картина К. Маковского «Минин на нижегородской площади», фотографии оружия, иллюстрации; записи на доске; карточки со словами, текстом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Начинаем классный час, посвященный Дню единства и примирения. Проведем его в форме устного журнала.

Начальная страница. Вступление

У. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались пословицы, песни, стихи...

Ученик. Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

У.  Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Дети. Чувство торжества, гордости за свою Родину.

У.  Какие пословицы о Родине вы знаете?

Дети отвечают.

– Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете это словосочетание, что же это за праздник? Выслушиваются ответы детей. – Единство. Единение народов. Вот в чем сила России. Всегда ли народы России жили в единстве?

Д. Наверное, нет.

У.  К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись не только цари и правители, но даже формы правления. Перенесемся на 400 лет назад. Россия в начале ХVII века имела вот такой вид. (Учитель показывает картину «Московский Кремль ХVI–ХVII веков».) Кого вы видите на картине?

Д. Людей, которые населяли в то время Россию.

У.  Знаете ли вы, из кого состояло население России? Прочитайте слова, написанные на доске. Найдите лишнее слово. Ответ обоснуйте.

На доске:

Князья, бояре, купцы, воевода, мещане, представители духовенства, ремесленники, крестьяне, стрельцы, рабовладельцы...

Д.  Лишнее слово – рабовладельцы, так как они жили раньше, при рабовладельческом строе, а на Руси не было рабовладения.

Театральная страница

У.  Посмотрите сценку и скажите: какая опасность угрожала России в начале ХVII века?

Перед лампадой пишет летопись старик-летописец. Около него – мальчик-ученик.

Мальчик (в сторону).

Старик, кудесник милый мой, пред лампадой,
Не смыкая очей, все летопись свою ведет.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум.

Летописец отрывается от письма, задумывается. Мальчик обращается к летописцу:

Мальчик. О чем, отец, ты летопись ведешь? Кому правдивые твои сказанья?

Летописец.

Пусть ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих мужей великих поминают
За их геройство, славу и добро.
(Задумчиво.)
Безмолвно как, спокойно все кругом...
Однако предчувствую небесный гром и горе.
(Вздыхает.)

Мальчик.

Изволишь тяжко ты вздыхать,
О чем печалишься, отец?

Летописец.

Среди мирских деяний, мыслю я,
Грядут лихие времена,
Россию ждет година испытаний.

Мальчик. Позволь с тобой не согласиться, отец честной. России слава далеко гремит. Смотри-ка, гудит за Кремлевской стеной-крепостью московский торг. Сколько здесь ремесленников, товаров, московских и иноземных купцов!..

Летописец. Но не ведают они, что на юго-западе государства Российского уже бесчинствуют польские захватчики. Один за другим отторгают они от России все новые и новые земли. В Московском Кремле хозяйничает польский гарнизон, окопались остатки Семибоярщины. В великой разрухе, хаосе и анархии Русская земля. Управление государством нарушено. Россия на грани катастрофы. (Скорбно.) Душа горит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение народа...

Мальчик. Кто ж так прогневал небеса? Ужель падет Россия?

Летописец.

Погодь, однако.
На старости я сызнова живу.
Минувшее проходит предо мною...
В дни крамол, смут из пепла из обломков
Россия встанет. Близок день.
Спасителей любовно восхвалят,
Проливших кровь за счастие народа.
И, будучи горды героями, их подвиги
Навечно в памяти потомки сохранят.

У.  Какая опасность угрожала России в начале ХVII века и почему? O трагическом времени, пережитом Россией в начале ХVII века, расскажут корреспонденты пресс-центра.

Пресс-центр. Сообщение корреспондентов

1610–1613-й – годы междуцарствия, безвременья, лихолетья, смуты. Мор и голод, кровавые междоусобицы, вражеские нашествия разорили страну дотла. Смутным временем называли русские люди лихую годину. Это самый тяжелый период в русской истории после монгольского ига. Страна осталась без царя и без царской династии, которая объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть.
Русская земля на северо-западе и западе была занята врагами-поляками. Даже в столице был польский гарнизон. А древний Новгород захватили шведы.
Казалось, что Русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

У. Знаете ли вы, кому этот памятник?

Учитель показывает фотографию памятника Минину и Пожарскому.

– Этот памятник стоит в Москве на Красной площади. На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Сделайте предположение: за что же Россия благодарна этим людям? Ваше представление о них будет более полным после прослушивания отрывка из пьесы (по А.Н. Островскому).

Учитель демонстрирует репродукцию картины К. Маковского «Минин на нижегородской площади».

Театральная страница

Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение (войско) для борьбы с врагами.­

Подготовленная группа детей рассказывает (или читает) по ролям.

Действие происходит подле собора на площади. Народ выходит.

Голоса.

– Эко рыдание во всем соборе!
– Да и было отчего!
– Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная!
– Мы за веру православную должны до смерти стоять!
– А кто же прочь?
– Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!

Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?

Голоса. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной!

Минин. И еще, братья, похотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало – жен и детей заложим!

Голоса. Заложим жен! Детей своих заложим!

Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, – вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?

Голоса. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!

Минин. Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа – глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может на дело земское, на помощь ратным. Я – Господи, благослови начало! – свои скопленные и трудовые – все до единого рубля кладу!

Голоса.

– Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую!
– Что деньги? Деньги – дело наживное!
– Все отдадим! Теперь не до нарядов!
– Вот наши деньги из квасного ряду!
– Из рукавичного!
– От ярославцев!
– Костромичи собрали – принимайте!
– Стрельцы Колзакова, Баима сотни!
– Вот праздник – так уж праздник!

Минин. И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и вой­ско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся и грянем на врагов.

У.  Как называет Минина народ? О чем это говорит? Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Докажите. Кого избрали воеводой для командования ополчением?

Д. Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени – известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Воевода князь Дмитрий Пожарский выступил в качестве ближайшего соратника Минина.

У. Каким вам представился Кузьма Минин? Знаете ли вы, какими качествами человека и гражданина обладал Кузьма Минин? Представьте, какое особенное чувство пылало в душе Минина. Желание спасти уже погибавшую Россию появилось у простого человека, не имевшего никаких средств совершить такое чудо. Сделайте заключение о характере поведения Минина, выбрав нужные слова:

спокойный, смелый, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный духом, ответственный, беззаветно преданный Родине, мужественный, стойкий, авторитетный, умеющий повести за собой людей

– Каким воином, по-вашему, будет Кузьма?

Дети отвечают.

– Что же было дальше? Прочитайте сообщение нашего пресс-центра и проверьте свою точку зрения.

Пресс-центр

Текст напечатан на карточках:

Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.
Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы.
В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских. Но победа еще оставалась нерешенной, как вдруг Минин отобрал 300 отличных воинов и смело бросился с ними на неприятеля сзади в самую гущу поляков. Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились. Русские воспользовались этим беспорядком, и славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 24 августа.

У. Так каким воином был Кузьма? Каким оружием пользовались ополченцы в ХVII веке?

На доске – рисунки: ружье, сабля, шестопер, кистень, боевой топор, бердыш, палица, винтовка.

– Найдите лишнее оружие, которым ополченцы не могли пользоваться. Почему?

Д. Палица – более раннее оружие, винтовка – более позднее.

У. Рассмотрите две сабли на картине и определите: какая сабля принадлежала Минину, а какая – Пожарскому? Обоснуйте ответ.

Д. Пожарский – князь, поэтому сабля у него отделана украшениями, а Минин – простой человек, и сабля у него простая.

Фотосессия. Сообщение фотокорреспондентов

Учитель показывает портреты Минина и Пожарского.

У. Вот герои – избавители России: выходец из народа Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Все помыслы, сила духа, великая энергия их были направлены одной цели – освобождению Родины. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но в конце концов голод заставил врагов выйти из Кремля, и 22 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов.
Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Победа была одержана в результате героических усилий русского народа. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов.
Навсегда сохранится память об обороне Смоленска и Троице-Сергиева монастыря, о борьбе жителей города Корелы против шведских захватчиков.

По ходу рассказа учитель показывает иллюстрации.

Так народное движение России спасло страну от врага, спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

Заключение

У. Народ России празднует День народного единства не только как годовщину освобождения Москвы от поляков, но и как свой заслуженный праздник. Ведь мы тоже пережили времена Смуты, современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса, но выстояла, потому что «велика Россия, но сила ее в единстве». А сейчас новая угроза человечеству – террористы. Вспомните хотя бы трагедию в Беслане, где погибли безвинные дети, взрослые. Цель террористов – разобщить народ, запугать, посеять вражду, смуту, нарушить единство. Но и в наши дни народ горячо любит свою Родину и готов постоять за нее. Помните и вы: вместе нам надо держаться, помогать друг другу, быть терпимыми, толерантными, уважать чужие интересы, уметь прощать, забывать обиды. В заключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесем речевку:

Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из школы гони!

Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков! Всего вам доброго!

Использованная литература

1. Тихомиров Д.И. Из истории родной земли. – М.: Современник, 1996. Ишимова А. История России. – М., 2001.
2. Скрынников Р. Минин и Пожарский. – М.: Молодая Россия, 1981. Пособие по истории СССР. – М.: Высшая школа, 1987.
3. Я познаю мир (Детская энциклопедия). – М.: ACT, 1998.