Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2009

Я иду на урок

Елена Бобылева ,
учитель начальных классов школы № 1987, г. Москва

К правильной букве

Русский язык. 2 класс

Сегодня для учителя существует прекрасный помощник в работе – компьютер. Его использование на уроках и при подготовке к ним невозможно переоценить. В своей работе автор статьи использует различные программы, но чаще всего ее помощником становится программа ПервоЛого. В этой программе можно создавать любые объекты, которые могут изменяться, двигаться, реагировать на взаимные изменения и движения. Ребенок правильно выполнил задание, которое ему в этой программе предложил педагог, – тут же возникнет оценка, улыбка, цветок; неправильный ответ – и вот перед ребенком возникает страшный Кляксыч, Баба- Яга, двойка или единица (все, что запланирует учитель). Каждый урок с применением компьютерной программы ПервоЛого превращается в игру. Безусловно, такие уроки не могут проходить ежедневно – они требуют большой подготовки, но их использование необходимо. Они повышают интерес к уроку, создают почву для межпредметных связей. Для ребенка компьютер перестает быть игрушкой ради игры – он становится частью его обучения, работы. Программа «ПервоЛого» разработана специально для дошкольников и младших школьников. По сути дела она представляет собой компьютерный альбом, в котором, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать и решать задачи, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые – как школьные, так и «личные» темы. http://www/int-edu.ru/logo//products

Тема. «От значения слова – к правильной букве».

Цели. Обобщать знания детей об орфограммах (гласный и парный согласный звуки) в корне слова; тренировать их в написании слов с орфограммами; уточнить представление детей о способе проверки главных орфограмм корня путем определения значения слов и подбора родственных с сильной позицией гласного в корне; отрабатывать умения работы на компьютере в программе ПервоЛого.

Подготовка к уроку

1. Предварительно учителю необходимо создать 10 кадров в программе ПервоЛого – это основа для соблюдения логики урока и выявления и обобщения знаний детей по русскому языку. Если есть возможность работать за индивидуальными компьютерами, то в них помещаются в специальную папку только кадры № 2, 4, 5, 8, 9. Все 10 кадров есть только в общеклассном компьютере. Возможно применение только одного компьютера, за которым работают в течение урока попеременно разные ученики.

2. Используются учебники и учебные тетради по программе «Гармония» – «К тайнам нашего языка» (авт. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко).

3. При наличии на уроке только одного классного компьютера нужны индивидуальные белые доски с фломастерами и тряпочками.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дети записывают в тетради число.

Учитель. Жили-были сестрица Аленушка да братец Иванушка.

Учитель щелкает мышкой, и на экране возникает кадр 1.

Кадр 1. Грамоте учиться, всегда пригодится.

Кадр 1. Грамоте учиться, всегда пригодится.

– Родители им часто повторяли одну пословицу. Прочитаем ее.

Дети. Грамоте учиться всегда пригодится.

У. Как вы это понимаете? А зачем нам нужно учиться грамоте? Математике – понятно, а русскому языку? Сейчас везде используют компьютеры. Любое слово, написанное с неправильной буквой, компьютер сам выделит, букву, которую нужно в слове писать, вставит.

Д. Но ведь не всегда под рукой есть компь­ютер.

У. А что может произойти, если неправильно напишешь слово от руки? (Дети пытаются ответить на вопрос учителя.)
Не можете объяснить? Что ж, предлагаю пока оставить на память знак вопроса на доске. Может быть, в конце урока мы сможем на него ответить. (На доску вывешивается знак вопроса.)  А пока давайте посмотрим, что в сказке дальше было.
Слушали сестрица Аленушка и братец Иванушка родителей, хотя, может быть, и не понимали, зачем это нужно, да в школу ходили, знания получали, под диктовку писали. Посмотрим, как у них это получалось.

II. Словарная работа

У. Аленушка и Иванушка писали словарный диктант по теме «Продукты питания». Давайте и мы запишем эти слова.

На экране – Кадр 2.

Кадр 2. Алёнушка и Иванушка

Кадр 2. Алёнушка и Иванушка

Один ученик подходит к классному компьютеру, исправляет ошибки, зачеркивая неправильную букву прямой линией красного цвета (этот инструмент есть в программе ПёрвоЛого), и объясняет, как пишется слово. Остальные ученики записывают словарные слова к себе в тетрадь, выделяя орфограммы.
Работа может строиться и по-другому: ученики делают исправления на индивидуальных компьютерах, а потом сравнивают свои исправления с классным компьютером, за которым работал их товарищ.

– Верно ли сделаны исправления?

Д. Да.

Затем проверяющий ученик ставит оценки Аленушке и Иванушке.

У. Как учились герои нашей сегодняшней сказки?

Д. Плохо.

III. Актуализация знаний учащихся

На экране – Кадр 3.

Кадр 3. Цифра 2

Кадр 3. Цифра 2

У. Так стали появляться у Иванушки и в тетрадях, и в дневнике «гуси-лебеди». Что это?

Д. Двойки.

У. Попал Иванушка в рабство к бабушке Ошибке, которая любит таких невнимательных, нестарательных деток... И, может быть, Аленушке было бы все равно, только она всегда помнила пословицу: «Друг познается в беде». Хотелось ей помочь братцу, да родителей не спросишь – никого рядом нет.
Вспомнила она, что живет в их доме Мышка – большая умница. Захотела Аленушка спросить совета у нее. Хотите узнать, что ей Мышка сказала да как та Мышка выглядела?

На экране – Кадр 4, а.

Кадр 4, а. Мышка-норушка

Кадр 4, а. Мышка-норушка

 – Тогда давайте поможем Аленушке дописать слово Мышка-норушка. Возьмите волшебные доски и фломастеры. Напишите, какие буквы вы бы посоветовали Аленушке поставить в слово. Чтобы Мышка появилась, нужно писать правильно, без ошибок.

Если есть разногласия, учитель просит детей, давших противоположные ответы, выйти к доске и объяснить, на основе чего они выбирали букву. Если разногласий нет (и в случае их разрешения) ученик (или ученики за своими компьютерами) отправляет буквы на нужные места в слове. У тех, кто выполнил задание правильно, на экране появляется Мышка с учебником и тетрадью-задачником по русскому языку.

На экране – Кадр 4, б.

Кадр 4, б

Кадр 4, б

– А Мышка вот что сказала: «Нужно тебе, Аленушка, самой отправляться к бабушке Ошибке да и показать, что не бывать ей у тебя в тетрадях. Только дело это трудное – можно и самой в рабство к бабушке Ошибке попасть, стоит только что-нибудь, не подумав, написать и ошибиться. Правда, есть одна вещь, которой Ошибка боится: это знание правил и умение их применять. Так что бери с собой в дорогу учебник русского языка. Он тебе пригодится: и сама научишься, и Ване поможешь.

На экране – Кадр 5, а.

Кадр 5, а. За горами, за лесами, за широкими морями

Кадр 5, а. За горами, за лесами, за широкими морями

– Хоть и страшно стало Аленушке, да делать нечего. А как к бабушке Ошибке попасть? Мышка сказала, что нужно только правильно написать адрес:

За г...рами, за л...сами,
за ш...рокими м...-рями...

Давайте поможем Аленушке.

Один ученик произносит, какую букву он поставил бы в каждое слово, далее идет проверка.
С помощью программы компьютера при правильной постановке буквы слово будет записано без пропуска, при неправильной – буква не будет останавливаться в слове.
Учитель получает возможность проследить, кто из класса еще неумеет правильно выбирать буквы на месте слабой позиции звука, а кто быстро справляется с этой задачей.

На экране – Кадр 5, б.

Кадр 5, б

Кадр 5, б

При постановке последней гласной появляется картинка, где изображена Аленушка около избушки бабушки Ошибки.

На экране – Кадр 5, в.

Кадр 5, в

Кадр 5, в

– Добраться-то Аленушка добралась, да страшно ей стало: не хочется с гусями-лебедями дружить. Хорошо, вспомнила, что Ошибка боится правил. Решила их повторить, а от страха не может. Поможем ей вспомнить правила главных орфограмм.

Проговаривание правила учениками.

– Главное – не только правило знать: нужно уметь его применять. Давайте обратимся к учебнику. Найдите на с. 138 упражнение 407. Надо прочитать слово, назвать букву и найти проверочное слово.

Работа «по цепочке».

– С нами Аленушке не страшно. Вошла она в избушку...

IV. Знакомство с новым материалом

У. А бабушка Ошибка задает Аленушке вопрос. Прочитайте его на экране.

Дети читают.

На экране – Кадр 6.

Кадр 6

Кадр 6

Может ли так быть, чтобы звук в слабой позиции записывался в слове то одной буквой, то другой?

– Что бы вы ответили бабушке Ошибке?
Аленушка торопиться с ответом не стала – она решила в учебник заглянуть и нашла там слова, которые звучат одинаково, а в них то одна буква пишется, то другая. Только понять, отчего это бывает, Аленушка не может. Вы ей можете объяснить?

На экране – Кадр 7.

Кадр 7.  Яблоко – прекрасный плод, Я положил его на плот

Кадр 7.  Яблоко – прекрасный плод, Я положил его на плот

Дети объясняют написание слов, идя от значения к букве.

– А вы знаете такие слова, которые одинаково слышатся, но по-разному пишутся?
Дети приводят свои примеры.
– Испугалась старуха Ошибка, прямо затряслась от злости, но виду не подает. Часто бывает так: дети правильно говорят, а пишут с ошибками. Вот и предложила она Аленушке записать правильные буквы.

На экране – Кадр 8, а.

Кадр 8, а

Кадр 8, а

 V. Первичное закрепление материала

У. Давайте поможем девочке. Откройте тетрадь-задачник (с. 38, упр. 403), и вместе поразмышляем. Каждый из вас в тетради-задачнике пишет проверочное слово на линии, а затем вписывает нужную букву гласного звука в слово с пропуском.

Самопроверка учеников класса производится с помощью классного компьютера.

– Аленушка не зря захватила помощника – учебник. Около него есть светофорчики с зажженным светом той полосы, на которой должны появиться правильное проверочное слово и возникнуть проверяемая буква гласного.

Дети видят правильность или ошибочность рассуждения отвечающего до этого ученика и своей работы. После появления последнего слова на экране (так запрограммирован кадр) возникает изображение Аленушки и Иванушки, покинувших дом старухи Ошибки.

На экране – Кадр 8, б.

Кадр 8, б

Кадр 8, б

– Видите, нашими стараниями дети уже избежали ошибок и ушли из дома бабушки Ошибки. А можно ли когда-нибудь писать так: ложись на бачок1.

Д. Да. Например, кошке могут предложить лечь на какой-то бак.

У. У сочетаний ложись на бочок, ложись на бачок – одинаковое смысловое значение. От одной буквы написания меняется смысл.
Давайте вернемся к нашему вопросу, который мы оставляли на доске. Зачем же грамоте учиться?­

Д. Чтобы тебя понимали правильно.

На экране – Кадр 9.

Кадр 9

Кадр 9

 ...Здесь чудный лук и я лижу,
написано в письмишке

Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут...

Читаю дальше:
Здесь лиса,
красивый длинный прут...

На днях в лесу нашёл я грусть
И очень был доволен...

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Видите, письма с ошибками могут даже ранить, испугать. А как надо писать выделенные слова?

Детям предлагается зачеркнуть неправильные написания, используя возможности программы ПервоЛого, записать эти слова в тетрадь правильно – справа дать проверочные, выделить корень, отметить в проверяемом слове орфограмму точкой.

– А знаете, что поняли дети? Метко об этом сказано в пословице.

На экране – Кадр 10.

Кадр 10. Кто грамоте горазд Тому не пропасть.

VI. Итог урока

У. Какую тайну русского языка мы узнали сегодня?