Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2009

Учимся играя

Галина Мацько ,
г. Новосибирск

Новогодняя игротека

Игры со словами

«Чайнворд». Участники игры по цепочке называют существительные (нарицательные в именительном падеже), которые связаны с Новым годом (можно шире – с зимой или со всеми праздниками). Если связь непонятна, игрок должен ее объяснить (например, стол подходит, потому что есть понятие «праздничный стол»). Первое слово говорит ведущий – конфетти.

«Аукцион однокоренных слов». Участники по очереди называют однокоренные слова к слову снег. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово.

«Аукцион определений». Назвать как можно больше словосочетаний «прилагательное + снег» (пушистый, ранний, внезапный, белый и т.д.).

«Аукцион эпитетов». Дать как можно больше определений новогоднего праздника.

«Наборщик». Составить как можно больше слов (нарицательные существительные в именительном падеже) из букв словосочетания поздравительная открытка. У кого слов больше? Кто смог составить самое длинное слово?

«Поздравление с пропусками». Участники по очереди называют 15 прилагательных, которые записываются на доске и нумеруются. Потом присутствующим объявляется, что до Нового года еще далеко, но можно поздравить самих себя. Зачитывается поздравление, вместо пропусков по порядку вставляются прилагательные. Приблизительный текст поздравления:

В этот и день, когда на небе сияет солнце, в этом зале собрались дамы и не менее кавалеры, чтобы встретить Новый год. Мы желаем друг другу улыбок, друзей, успеха и любви. Пусть наши друзья будут самыми , и !

«Тигротека», или Новый год по китайскому календарю

Дети настолько привыкли к китайскому календарю, что на вопрос, в каком году он родился, вполне может ответить: «В год Собаки (Петуха, Обезьяны)!»

С одной стороны, это следствие активной предновогодней рекламы сувениров с символикой наступающего года, с другой стороны, детям действительно интересны животные (гороскопами в начальных классах интересуются немногие). Мы стараемся поддерживать этот интерес и каждый год проводим для третьеклассников познавательно-развлекательные часы, посвященные символу наступающего года. Учащимся пригодятся знания по разным школьным предметам (русскому языку, биологии, истории, литературе), к тому же дети обязательно получат новую информацию.

Поскольку 2010 год – год Тигра, то игра будет называться «Тигротека». По сравнению с другими годами она имеет особенности. Во-первых, тигр – редкое животное, которое занесено в Красную книгу, охраняется международными и российскими законами, о чем обязательно должны знать дети. Можно дать предварительное задание подготовить небольшие сообщения об охране тигров в нашей стране и во всем мире. Во-вторых, хотя в России и обитают тигры, в нашем фольклоре они практически не представлены (если не считать Дальний Восток). Поэтому часть заданий можно посвятить не только этим большим кошкам, но и кошкам вообще (тем более, что 2011 год – год Кота). К тому же, если верить французскому афоризму, «Бог создал кошку, чтобы у человека был тигр, которого можно погладить».

В начале игры можно предложить детям составить список из 12 российских животных, которые могли бы стать символами года. Условие – он не должен пересекаться с китайским. Животные (как правило, звери и птицы) выбираются большинством голосов. Обычно в этот список попадают медведь, журавль, лиса, волк...

Для разминки можно провести аукцион прилагательных, которые сочетаются со словом кошка (дымчатая, породистая, домашняя, крупная, полосатая и т.д.), а также определений к слову тигр (храбрый, сильный, свирепый и т.д.). Выигрывает тот, кто дал определение последним.

Далее игроки знакомятся с правилами. Эта игра праздничная, значит, проигравших быть не может, друзья должны прийти на помощь. Эта игра познавательная, значит, вопросы, на которые никто из игроков не смог ответить, познакомили с новой информацией. Вопросы и задания игроки получают с помощью фантов с обозначениями: А, Ф, Л и т.д. (фантов столько, сколько игроков). Приведем несколько примеров заданий.

Фант «А» (артист) – 1–2 штуки. Игрок должен превратиться в артиста и прочитать любое небольшое стихотворение на выбор «по-тигриному», то есть рычать, произнося все звуки «р». Важно не пропустить ни одного «р»!

Фант «Д» (Дед Мороз) – 1 штука. Игрок, получивший этот фант, должен вначале объяснить, в чем он видит обязанности Деда Мороза: дарить всем подарки? устраивать снегопады и морозы? поздравлять всех с Новым годом? А пока он обдумывает ответ, ему на голову надевают шапку Деда Мороза, и остается только приступить к своим обязанностям. Как правило, все выбирают последний вариант.

Фант «О» (однокоренные слова) – 1 штука. Игроку зачитывается список слов (темп не очень медленный). После каждого слова он должен сказать «да» (если слово однокоренное к слову кошка) или «нет». Слова подобраны коварно: часть из них похожа по звучанию, часть – по смыслу, но однокоренными при этом они не являются: кошачий, кашалот, кошелка, кошачьи, кошелек, котенок, котик, Мурзик, кошмар, Кощей, котлован, тигр, кошкин, Котофей, котлета, кошечка, Мурлыка, котелок, котовий, котомка, который, котище, коттедж.

Фант «Ф» (фразеологизмы) – несколько штук, в зависимости от числа игроков. Требуется объяснить, что означает фразеологизм, пословица, в каких случаях они используются (каждый игрок объясняет 2–3 фразеологизма). Как правило, многие даже часто используемые в повседневной речи идиомы дети как будто слышат впервые, так что это задание помогает обогатить словарный запас. Но интересно узнать редкие пословицы из словаря Даля, а также иноязычные:

  • кошачий концерт (нестройная музыка, пение);

  • знает кошка, чье мясо съела (некто виноват и сознает свою вину перед кем-либо);

  • как кошка с собакой (постоянно ссориться);

  • как угорелая кошка (бессмысленно, в исступлении бегать, метаться);

  • кошки скребут на душе;

  • черная кошка пробежала;

  • играть в кошки-мышки (взаимно хитрить, лукавить, стараясь обмануть, провести друг друга);

  • не все коту Масленица;

  • падать, как кошка, на четыре лапы (находить выход из любой ситуации);

  • грозит мышь кошке, да издалече;

  • кошки грызутся – мышам раздолье;

  • отольются кошке мышкины слезки;

  • доброе слово и кошке приятно;

  • на мышку и кошка – зверь;

  • играет, как кот с мышкой;

  • кота в мешке купить (приобрести что-либо, не видя и не зная качества товара);

  • кот наплакал (очень мало чего-нибудь);

  • кошку против шерсти не гладят;

  • английская пословица: Кошка закрывает глаза, когда ворует сливки (людям свойственно закрывать глаза на свои прегрешения. Русский аналог: Знает кошка, чье мясо съела);

  • английская пословица: Любопытство убило кошку (любопытство до добра не доведет. Русские аналоги: Любопытной Варваре на базаре нос оторвали, Много будешь знать – скоро состаришься);

  • английская пословица: Леопард не может изменить своих пятен (никто не может изменить свою природу, но он может попытаться это сделать. Русский аналог: Как волка ни корми, а он все в лес смотрит);

  • дракон и тигр не уживаются вместе (русский аналог: Два медведя в одной берлоге не живут);

  • среди смирных – как тигр, а среди удалых – как шакал (русский аналог: Молодец среди овец);

  • лицо лани, а сердце тигра;

  • если в горах нет тигра, то и собака зовется царем;

  • на своей улице и собака – тигр.

Фант «Л» (литература) – несколько штук в зависимости от числа игроков. Вспомнить литературные произведения, в которых «обитают» тигры, и выполнить следующие задания:

1. Прослушать стихотворение Э. Успенского «Тигр вышел погулять» без последней строчки и попытаться угадать, почему тигру «в зоопарке веселей».

2. Перевести с тигриного «Мимы ме мюмят момумей». Какой тигр и почему так непонятно говорил? («Тигры не любят желудей», – сказал Тигра из сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все», потому что у него был забит едой рот.)

3. Ю. Коваль написал сценарий мультфильма, герой которого – тигренок – согрел зимой нежный росток, а когда летом растение выросло, стал на нем жить. Что это за растение? (Подсолнух.)

4. Чего Шер-Хан, Большой Тигр, боялся больше всего на свете? Из какой он сказки, кто ее автор? (Огня; Р. Киплинг – «Маугли».)

5. «Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!».
Где живет этот тигренок? (В зоопарке, а еще в стихотворении С. Маршака «Детки в клетке».)

6. Приключения этого плюшевого тигра начались, когда его хозяин забыл выключить утюг. Зато к нему стали обращаться «гражданин Плюшевый». Хотя по названию книги этого никак не скажешь... (С. Прокофьева – «Неизвестный с хвостом».)

7. Этот тигр – ужасный Выскочка, он слишком много прыгал и все-таки допрыгался. Зато он никогда не смог бы заблудиться! (Тигра из сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все».)

8. Этот тигр искупался в чернилах и решил, что он большой черный кот. А куда были налиты чернила и зачем? (В ванну, чтобы приучить тигра не занимать ее больше чем на полчаса. Д. Биссет  – «Тигр, который любил принимать ванну».)

9. Этому тигру пришлось тренироваться в рычании, потому что у него появился конкурент. Кто? (Д. Биссет – «Мальчик, который рычал на тигров».)

10. Этот тигренок родился без полосок, но его беде помогло одно полосатое животное. Какое? (Зебра; Д. Биссет – «Про тигренка, который отыскал свои полоски».)

11. У английской писательницы Бетти Ярдиш есть сказка о тигренке, который поселился в чайнике. Вся семья пыталась заставить его оттуда вылезти, но удалось это только маленькой девочке. Что она сделала? (Пригласила тигренка пить чай вместе со всеми.)

Фант «Н» (наука) – несколько штук в зависимости от числа игроков. Игрок должен ответить на «научные» вопросы:

  • Что общего у тигровой акулы и тигрового питона? (Расцветка.)

  • Есть выражение «тигровая расцветка». Что оно означает? (Чередование желтых и черных полосок.)

  • А для чего нужна тиграм их яркая расцветка? (Для маскировки.)

  • Каких еще полосатых животных вы можете назвать? (Зебра, шмель, колорадский жук и т.д.)

  • Как называются охотники на тигров? (Браконьеры, потому что охота на тигров запрещена.)

  • В какой части света живут тигры? (В Азии.)

  • Крепкие зубы, мощные лапы с острыми когтями, прекрасный слух и острое зрение – это все о тигре. А есть ли у тигров естественные враги? (У амурских – бурые медведи, они равны по силе.)

  • Лигр – это детеныш льва и тигрицы. Почему эти животные живут только в цирках и зоопарках, например в Новосибирском зоопарке? (Это животное выведено человеком: ведь в природе львы и тигры не могут встретиться – они живут на разных материках.)

  • Назовите «родственников» тигра. Из какого они семейства? (Из семейства кошачьих, – леопарды, гепарды, львы и т.д.)

Фант «В» – несколько штук в зависимости от числа игроков. Игра по принципу «верю – не верю», то есть надо согласиться с утверждением или опровергнуть его. Конечно, желательно отвечать обоснованно, но можно попробовать и наугад. Ответы можно дополнять, делать информативнее. Итак, верите ли вы, что...

  • ...у тигров отличное зрение, причем с самого рождения? (У взрослых – да, но рождаются они слепыми.)

  • ...в России на реке Амур живут амурные тигры? (Нет, амурские.)

  • ...уссурийские тигры строят берлоги для зимней спячки? (Нет.)

  • ...существуют растения-хищники, и тигровая лилия – одно из них, отсюда и название? (Нет, она тигровой расцветки.)

  • ...тигровый глаз – это название поделочного камня? (Да.)

  • ...тигры очень тяжелые, поэтому их можно услышать издалека? (Нет, они ходят бесшумно, при ходьбе их когти втягиваются в подушечки пальцев.)

  • ...длина тигра может достигать 2 метров? (Да, а с хвостом – и 3 метров.)

  • ...тигры не только не боятся воды, но даже любят плавать? (Да.)

  • ...вожак стаи тигров всегда самый крупный и сильный? (Тигры не собираются ни стаями, ни стадами – они одиночки.)

  • ...слово «Тигр» всегда пишут с заглавной буквы – в знак уважения? (Только название реки Тигр и еще год Тигра в китайском гороскопе всегда пишутся с заглавной буквы.)

«Новогодние и рождественские сказки и истории»

Викторина посвящена произведениям, действие в которых происходит на Новый год, Рождество или просто зимой. Для проведения викторины нужны книги или хотя бы их отсканированные обложки.

Книги ставятся в ряд так, чтобы не было видно авторов и названий. В каждую книгу вставляется закладка с номером, или листы с отсканированными обложками размещаются на доске белой стороной к игрокам. Автора и название произведения можно угадать с трех попыток, то есть по трем сведениям, которые сообщают по принципу «от сложного к простому».

Если книга угадана с первой попытки, игрок получает звание «Трижды молодец», если с третьей – «Просто молодец».

Если игрок затрудняется с ответом, право на четвертую попытку имеет его друг (или сосед по парте). Если дан правильный ответ, книга разворачивается лицевой стороной к участникам.

Во время игры участники должны мыслить логически и учитывать тему викторины. Например, версия, что речь идет о сказке «Золушка», отвергается сразу, так как эта сказка не посвящена Новому году, зиме и т.д. Перед началом игры участников предупреждают, что книгу, возможно, никто не угадает. Но это не повод огорчаться, потому что эта викторина – не проверка знаний, а знакомство с отличными книгами (о них стоит немного рассказать детям).

1. С. Маршак «12 месяцев»

  • В этой сказке наступило 32-е декабря.

  • Был издан королевский указ:
    «Пускай цветут сегодня
    Подснежники у нас».

  • Среди героев сказки – Декабрь, Январь и т.д.

2. Дж. Родари «Путешествие “Голубой стрелы”»

  • Действие сказки начинается в новогоднюю ночь в магазине игрушек.

  • Хозяйка магазина – старая фея.

  • Игрушки из магазина отправляются в дальний путь.

3. X.К. Андерсен «Снежная королева»

  • Сказка начинается с рассказа о волшебном зеркале, которое смастерил злой тролль.

  • Главный герой очень любил кататься на санках. Однажды это довело его до беды.

  • Имя героини – Герда.

4. «Морозко»

  • Главная героиня жила с отцом, мачехой и ее дочерью.

  • Родной отец отвозит ее зимой в лес.

  • В лесу героиня получает богатые подарки.

5. В. Даль «Снегурочка»

  • Героиня жила у старика и старухи, была их помощницей.

  • Героиня пошла в лес с подружками собирать ягоды.

  • Героиня из снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

6. В. Одоевский «Мороз Иванович»

  • Героини – две девочки, Рукодельница и Ленивица.

  • Одна из героинь получает в дар бриллиант – сосульку.

  • Другая девочка роняет ведро в колодец и сама за ним спускается.

7. М. Метерлинк «Синяя птица»

  • Главных героев зовут Тильтиль и Митиль.

  • В рождественскую ночь они отправляются в дальний путь, где им встречаются Душа Света, Ночь, Время, Сахар, Хлеб.

  • Герои должны найти волшебную птицу.

8. Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

  • Действие сказки происходит на Рождество, и один из героев – это рождественский подарок.

  • Герои попадают в волшебную страну – Кукольное царство, в город Конфетенбург.

  • Герои побеждают Мышиного короля.

9. Ю. Яковлев «Умка»

  • Действие происходит на далеком Севере, в Арктике.

  • Главный герой подружился с мальчиком.

  • Главный герой – белый медвежонок.

10. С. Козлов – «Как Ежик и Медвежонок Новый год встречали»

  • У трех друзей перед Новым годом нет елки.

  • Большая елка не вошла бы в дом, а маленькие засыпало снегом.

  • Елкой стал один из друзей, и правда на нее похожий.

11. Братья Гримм «Госпожа Метелица»

  • Героиня поступает в услужение к старой женщине (волшебнице).

  • На нее пролился золотой дождь, когда она проходила под воротами.

  • Ее обязанностью было взбивать перину, а на земле у людей в это время шел снег.

12. А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги»

  • 26 декабря, на второй день Рождества, главный герой устроил пир для стариков из приюта.

  • Его благородный поступок оценили не все, в том числе была очень недовольна командирша, помыкающая стариками: ведь она угодила в волчью яму.

  • Родители главного героя посадили его в наказание в столярную мастерскую (сарай).