Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2009

Я иду на урок

Елена Синявская ,
учитель МОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова», г. Троицк, Московская обл.

Что случилось в стране Цифирии?

Математика. 1 класс

Тема. «Взаимосвязь компонентов вычитания».

Цели. Формировать способности к сравнению выражений на основе закономерностей между компонентами действий сложения и вычитания; закреплять знания состава чисел 1–9, счета в пределах 9.

Учебные материалы. Учебник «Математика. 1 класс» (ч. 2) (авт. Л.Г. Петерсон); рисунок цифрозавра; числовые домики; карточки с числами и выражениями, опорные сигналы; линейки успеха.

ХОД УРОКА

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цели. Включить учащихся в учебную деятельность через игровую ситуацию; определить содержательные рамки урока – работу с компонентами действий сложения и вычитания.

Учитель. Ребята, вспомните, кому мы вчера помогали на уроке математики?

Дети. Числам.

У. А что случилось в стране Цифирии?

Д. Появились цифрозавры, которые угрожали порядку и согласию между числами.

У. Как нам удалось справиться с одним из цифрозавров?

Д. Мы разгадали его загадку и узнали, как связаны компоненты сложения между собой.

У. Всех ли цифрозавров мы вчера победили?

Д. Нет, остался еще один.

У. А как вы думаете, какую загадку он нам сегодня задаст?

Д. Наверное, про вычитание.

У. Вы готовы сразиться с ним?

Д. Да!

У. Что нам нужно для победы?

Д. Знание компонентов вычитания и умение хорошо считать.

У. В сраженьи с цифрозавром
Победа нам нужна,
Вниманье и смекалка
Помогут нам всегда!
С чего мы начнем нашу работу?

II. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Цели. Повторить порядковый счет в пределах 10, состав чисел 6–9 и названия компонентов сложения и вычитания; мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению; зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

1. Повторение порядкового счета в пределах 10

У. Чтобы цифролет быстро доставил нас в страну Цифирию, посчитаем до 10 и обратно.
Назовите число, предшествующее числам 6, 8.
Какое число следует за числом 5? 7?
Назовите соседей числа 4.

2. Повторение состава чисел в пределах 9 (работа в группах)

У. Возьмите конверт и достаньте из него числовой домик. Какое число живет в этом домике?

Каждая группа определяет, состав какого числа ей нужно повторить.

– Поселите в домик числа.

Каждая группа представляет на доске свое решение и согласует его с классом.

3. Повторение компонентов сложения и взаимосвязи между ними

У.  Вот мы и добрались до страны Цифирии. Ой, ребята, посмотрите, что здесь натворил цифрозавр! Давайте поможем навести порядок. Выберите из конверта такие же карточки.

На доске вперемешку карточки, на которых записаны суммы и разности чисел: 2 + 4; 3 + 4; 8 – 4; 5 + 4; 3 + 5; 7 – 4; 5 + 3; 6 – 4; 9 – 4; 8 – 7.

– Разделите выражения на две группы.

Выражения распределяются в два столбика (суммы и разности). Столбик, в котором записаны разности, учитель сдвигает в сторону. Дети выполняют такую же работу за партами.

– Чем похожи эти выражения?

Д. Это суммы.

У. Вспомните компоненты сложения и прочитайте выражения разными способами. Расположите суммы в порядке возрастания, не вычисляя.

Работа проводится фронтально у доски и индивидуально учениками на карточках.

– Какие знания помогли нам выполнить это задание?

Д. Если слагаемое увеличивается, то и сумма увеличивается.

У. На каких карточках суммы одинаковые? Почему?

Д. 3 + 5 и 5 + 3. От перестановки слагаемых сумма не меняется.

На доске появляются опорные сигналы:

У. Что мы с вами повторили?

Д. Счет до 10 и обратно.
– Состав чисел 6–9.
– Связь между компонентами сложения.

У. Что теперь нам приготовил цифрозавр?

Д. Задание, которое мы раньше не делали.

У. А зачем его нужно выполнять?

Д. Чтобы понять, чего мы не знаем, и самим найти новое знание.

У. Готовы попробовать свои силы?

Д. Да!

У. Возьмите вторую группу карточек. Чем похожи эти выражения?

Д. Здесь записаны разности.

У. Прочитайте их по-разному, называя компоненты вычитания.
А теперь попробуйте расположить разности в порядке возрастания, не вычисляя.

На задание отводится 30 секунд. Дети называют полученные варианты. Фиксируются затруднения: «Много вариантов», «Не можем доказать, какой правильный».

III. Постановка проблемы

Цели. Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, где возникло затруднение; соотнести свои действия с используемыми свойствами сложения и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – не хватает знания свойств вычитания для обоснования правильности решения задания или его выполнения.

У. Какое задание вы выполняли?

Д. Распределяли разности по возрастанию, не вычисляя.

У. Чем это задание отличалось от предыдущего?

Д. В предыдущем задании мы расставляли по возрастанию суммы. Как изменяется сумма, если изменится одно из слагаемых, мы уже знаем.

У. Где возникло затруднение?

Д. Мы не знаем, кто выполнил задание правильно. Мы не смогли выполнить это задание.

У. Почему?

Д. Мы не знаем, как связаны между собой компоненты вычитания.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Цель. Построить проект выхода из затруднения.

У. Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

Д. Установить связь между компонентами вычитания.

У. Какой будет тема нашего урока?

Д. «Взаимосвязь компонентов вычитания».

У. Что нам нужно сделать?

Д. Найти способ, который поможет сравнивать разности без вычислений, и записать его с помощью знаков.

У. Что нам поможет в работе?

Д. Учебник.

V. Реализация построенного проекта

Цели. Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала; организовать решение последнего задания (или обоснование правильности его решения) и зафиксировать преодоление затруднения; уточнить общий характер нового знания.

У. Откройте учебник на странице 24, найдите № 1. Что вы видите?

Д. В домиках записаны разности чисел.

У. Чем интересны разности, которые записаны в первом домике?

Д. Уменьшаемое равно 8, вычитаемое увеличивается сверху вниз на 1.

У. Найдем значение разности.

Дети вычисляют до тех пор, пока кто-то не заметит, что разности уменьшаются на 1. Дальше столбик заполняется без вычислений.

– Как изменяется разность при увеличении вычитаемого?

Д. Она уменьшается.

На доске появляется опорный сигнал:

Аналогично заполняется второй столбик. Дети делают вывод: при увеличении уменьшаемого разность тоже увеличивается:

При заполнении третьего столбика дети замечают: при уменьшении вычитаемого разность увеличивается, при уменьшении уменьшаемого разность уменьшается. На доске соответственно появляются опорные сигналы:

По ходу рассуждений каждый ребенок в заготовленной заранее таблице с помощью стрелочек показывает, как изменяются компоненты и результат действия вычитания.

У. Итак, что мы с вами сейчас заметили?

Д. Если изменяется уменьшаемое или вычитаемое, то разность тоже изменяется.

У. Давайте вернемся к заданию, в котором у нас возникло затруднение. Попробуйте теперь расположить разности по возрастанию, объяснив свои действия с помощью схем-помощников.

Дети работают у доски и на местах, комментируя свои действия с опорой на схемы. Фиксируется, что затруднение удалось преодолеть.

VI. Физкультминутка

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель. Организовать усвоение детьми нового способа действий при сравнении выражений без вычислений с комментированием во внешней речи.

У. Что теперь нам нужно сделать?

Д. Потренироваться.

У. Найдите в учебнике № 2. Используя свойства вычитания, которые мы сегодня открыли, сравним выражения первого столбика.

Решение задания комментируется следующим образом: «5 – 2 < 5 – 1, потому что из числа 5 в первой разности вычитается большее число, чем во второй разности; 9 – 3 > 9 – 4, потому что в первой разности из 9 вычитается меньшее число, чем во второй разности», – и выполняется фронтально. Аналогично ведется работа по сравнению выражений второго столбика. Третий столбик дети выполняют в парах, одна пара работает у доски.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели. Проверить на основе сопоставления с образцом свое умение применять новый способ действий – сравнение разностей без вычислений; организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

У. Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можем ли мы сказать, что новый способ усвоен?

Д. Нет, надо попробовать выполнить задание самостоятельно.

У. Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе. Возьмите конверт с карточкой для самостоятельной работы. Что нужно сделать?

Д. Сравнить разности и поставить знаки >, < или =.

7 – 3 * 7– 5
6 – 5 * 6 – 2

8 – 2 * 8 – 6
9 – 4 * 9 – 1

На работу отводится 3 минуты.

У. У кого нет ошибок? Поставьте себе «+». Молодцы! У кого есть ошибки? Исправьте ошибки. В чем их причина? Не расстраивайтесь – мы еще будем тренироваться, и у вас все получится.

IХ. Включение в систему знаний и повторение

Цель. Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

У. Не откладывай на завтра!
Нужен срочно твой ответ:
Исполина цифрозавра
Победил ты или нет?

Дети отвечают.

– Вы очень хорошо сегодня поработали, проявив и смекалку, и внимание. Второго цифрозавра нам тоже удалось одолеть. А теперь попробуем составить выражения по рисункам, которые я вам буду показывать.

Учитель показывает детям карточки на состав чисел. Первое выражение записывается коллективно, называются компоненты сложения. Три другие выражения дети дописывают самостоятельно. Проверка проводится по образцу, предъявляемому на доске.

Х. Рефлексия учебной деятельности

Цели. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание.

У. Вспомните, какой была тема нашего урока?

Д. «Взаимосвязь компонентов вычитания».

У. Чему мы хотели научиться?

Д. Узнать, как изменяется результат вычитания, если изменяются компоненты.

У. Кто помнит, как изменяется разность, если изменяется уменьшаемое (вычитаемое)? (Дети проговаривают это свойство с опорой на схему.) Удалось ли нам открыть способ сравнения разностей без вычислений?

Д. Да.

У. Обоснуйте свой ответ.

Д. Мы выполнили самостоятельную работу без ошибок.

У. Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите. Кому удалось сделать только один шаг? Как вы думаете, почему?
Оцените свою работу: если вы считаете, что сделали два шага в учебной деятельности, поставьте красную точку выше середины на линейке успеха. Если у вас не все получалось сегодня и вы сумели сделать только один шаг, поставьте синюю точку на середине линейки успеха. Если вам не удалось выполнить задание, поставьте зеленую точку ниже середины на линейке успеха.

Дети берут заготовленные заранее линейки успеха и цветными карандашами отмечают свои успехи на уроке.

– Всё ли нам сегодня удалось на уроке? Какую цель мы поставим перед собой на следующий урок?

Дети отвечают.

У. Молодцы! Вы очень хорошо потрудились, помогли одолеть цифрозавров и сохранить в стране Цифирии мир и согласие между числами.

Дети записывают домашнее задание. При необходимости учитель дает к нему пояснения.