Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2010

Я иду на урок

Ольга Иоч ,
учитель начальных классов, с. Казанское, Тюменская обл.

Задачи на движение

Математика. 4 класс

Тема. «Решение задач на тему: “Движение”» (закрепление).

Цель. Закреплять усвоение учащимися формул нахождения скорости, времени, расстояния; умение решать, анализировать задачи по теме «Движение»; формировать навыки работы в группах и самостоятельно.

Учебные материалы. Интерактивная доска; карточки с задачами; чистые листы, фломастеры; тесты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.

Чем сегодня будем заниматься на уроке, вы узнаете, если правильно выполните задание «Диагональ».

На доске:

– Расположите ответы в порядке убывания. Какое слово получилось?

Дети. Задача.

У. В течение многих уроков мы решали задачи по теме «Движение». Сегодня на уроке мы повторим и закрепим полученные знания.

III. Закрепление пройденного материала

Класс делится для работы на три группы.

У. Какие величины используются в задачах на движение? Как мы их обозначаем? Выберите из предложенных наименований единицы измерения: первая группа – расстояния; вторая группа – скорости; третья группа – времени.

Группам раздают карточки с наименованиями единиц измерения.

Карточка

Единицы измерения

кг, т, с, км/ч, см, км, сут, ц, ч, мин, м/мин, м, км/с, дм

Каждая группа выполняет свое задание, а справившись с ним, показывает сигнал. Представитель каждой группы отвечает.

У. Из предложенных приборов назовите тот, которым измеряют: первая группа – скорость,
вторая группа – время, третья группа – расстояние.

Группам раздают карточки с названиями приборов.

Карточка

Названия приборов

термометр, секундомер, рулетка, спидометр, часы, весы

Выслушиваются ответы представителей групп.

У. С помощью чего мы можем показать связь величин: скорость, время, расстояние?

Д. С помощью формул.

У. Первая группа пишет на листке бумаги формулу расстояния, вторая – времени, третья – скорости. (Листы с формулами вывешиваются на доску.) Вспомним, как меняются формулы при решении задач.

Карточка 1

Маша прошла с км. Какова ее скорость, если она затратила на путь d ч?

 

Карточка 2

Лена шла k ч со скоростью b км/м. Какое расстояние она прошла за это время?

 

Карточка 3

Витя пробежал х м со скоростью y м/мин. За какое время он пробежал это расстояние?

Каждая группа совещается и решает свою задачу. Решение дети записывают на листочках. От каждой группы один представитель объясняет решение задачи.

IV. Физкультминутка

V. Решение задач

Каждый ученик получает карточку с задачами. Дети самостоятельно выполняют задания.

S

V

t

800 км

?

8 ч

?

75 км/ч

10 ч

60 км

15 км/ч

?

После того как все ученики решат задачу, идет взаимопроверка в группах.

У. Предлагаю решить задачу.

Геологи проехали 420 км. Первую часть пути они ехали 3 ч на машинах со скоростью 60 км/ч, а остальной путь – на лошадях со скоростью 8 км/ч. Сколько времени геологи ехали на лошадях?

– О ком говорится в задаче? Кто такие геологи? Что именно говорится о геологах? Что нам известно о том пути, который они проехали на машинах? на лошадях? Какие еще данные есть в задаче? Что надо узнать? Можно ли изобразить условия задачи графически в виде схемы? Какая из схем верна?

На доске:

– Условие можно записать в виде таблицы.

Учитель предлагает три таблицы:

 

V

t

S

М.

60 км/ч

3 ч

420 км

Л.

8 км/ч

?

?

 

 

V

t

S

М.

60 км/ч

?

?

Л.

8 км/ч

3 ч

?

 

 

V

t

S

М.

60 км/ч

3 ч

?

} 420 км

Л.

8 км/ч

?

?

– Какая таблица составлена верно? Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Составьте план решения задачи.

Идет обсуждение в группах.

1) Sм = 60 х 3 = 180 (км)
2) Sл = 420 – 180 = 240 (км)
3) tл = 240 : 8 = 30 (ч)

VI. Тестовые задания

Учитель раздает ученикам тесты на отдельных листах.

Тема: «Решение задач на связи между величинами».

1. Среди данных обозначений единиц измерения выбери единицы измерения расстояния (поставь над ними цифру 1), единицы измерения времени (поставь над ними цифру 2), единицы измерения скорости (поставь над ними цифру 3).

кг, км2, т, с, км/ч, см, км, сут, м2, ц, м, л, г, мин, дм2, м/мин, см2, м/с, ч

2. Выбери и подчеркни правильное утверждение:

а) Скорость – это расстояние между двумя точками.
б) Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени.
в) Скорость – это быстрая езда.

3. Обведи кружком букву, которой обозначается:

...скорость

S

v

m

t

p

...время

S

v

m

t

p

...расстояние

S

v

m

t

p

4. Соедини части одного и того же правила.

Чтобы найти скорость, нужно…

…расстояние разделить на время.

Чтобы найти время, нужно…

…расстояние разделить на скорость.

Чтобы найти расстояние, нужно…

…скорость умножить на время.

 

s =
s : t
t =
v х t
v =
s : v

5. Заполни таблицу:

Скорость

Время

Расстояние

…км/ч

3 ч

12 км

5 км/ч

5 ч

…км

20 км/ч

…ч

200 км

VII. Итог урока

У. Что вам запомнилось на уроке? Что показалось сложным?