Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2010

Я иду на урок

Жанна Тимофеева ,
МОУ Гимназия № 1, г. Волоколамск, Московская обл.

Зимушка-зима

Литературное чтение. Музыка. 3–4 классы

Цели. Познакомить учащихся с названиями зимних месяцев по народному календарю, пословицами, поговорками, приметами, связанными с ними; учить их отгадывать загадки; развивать речь, чувство прекрасного через поэзию, изобразительное искусство; расширять их словарный запас; прививать им любовь к природе, к своей малой Родине.

Учебные материалы. Репродукции картин: В.И. Суриков – «Взятие снежного городка»; И.Э. Грабарь – «Февральская лазурь»; Н.Д. Кузнецов – «Иней»; А.А. Пластов – «Первый снег»; Д.Я. Александров – «Зимняя сказка»; И.Э. Грабарь – «Зимний пейзаж»; И.И. Шишкин – «Иней»; икона святой Татьяны; рисунки учащихся по теме «Зимушка-зима»; плакаты с пословицами, поговорками о зиме, зимних месяцах; костюмы для инсценировок; платочки для девочек, исполняющих частушки; снежинки для украшения зала, искусственные елки, украшенные снежком из ваты; диск с презентацией, мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, диск с записью песен «Метелица», «Снежинки», «Три белых коня»; карточки для игры «Зимний наборщик»; подарки-сувениры для детей.

Д.Я. Александров «Зимняя сказка»

Д.Я. Александров «Зимняя сказка»

ХОД УРОКА

Учитель. Дорогие друзья! Сегодня эти слова для каждого из нас окрашены особой теплотой и искренностью, потому что сегодня праздник – День гимназии.
Я уверена, что всем нам эти стены особенно близки и дороги.

Теплей человеку
в дорогах тяжелых,
В суровых краях оттого,
Что где-то на свете
Есть милая школа,
Есть добрая школа его.

По доброй традиции День гимназии мы отмечаем 25 января. В этот день Православная Церковь отмечает день мученицы Татианы. А ещё в этот день, много лет назад, граф Иван Иванович Шувалов, человек просвещенный, отнес императрице Елизавете Указ об учреждении Московского университета и гимназии, который она подписала. Так Татьяна-мученица впервые стала для российских студентов и учащихся Татьяной университетской.
С этим днем связаны и некоторые народные приметы: если в этот день идет снег – лето будет дождливое; если солнышко – к раннему прилету птиц, к ранней весне.
А мы нашу сегодняшнюю встречу посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года? Отгадайте загадку:

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?

Кронвальд Кирилл. «Зима»

Кронвальд Кирилл. «Зима»

Дети. Зимой.

У. «Матушка» – так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с ее холодами, снегами, метелями и буранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов.
А какие прекрасные стихотворения написаны поэтами о зиме! Послушайте.

Ученики читают стихи «Встреча зимы» И. Никитина, «Зима» И. Сурикова, «Чародейкою зимою...» Ф. Тютчева, «Чудная картина...» А. Фета, «Как поработала зима!» С. Маршака.

– А вы знаете, ребята, что среди многих миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых? В то же время какой бы формы ни была снежная звездочка, каждая из них – шестилучевая или шестигранная. Почему? Еще в 1611 году знаменитый астроном И. Кеплер опубликовал сочинение «Новогодний подарок, или О шестиугольных снежинках». Он задал вопрос: «Почему все снежинки шестиугольные?» И ответил на него так: «Вещь эта мне еще не открыта...» С той поры прошло без малого четыре века, но ученые так и не могут отгадать эту загадку природы.

Исполняется песня «Снежинки».

Вот снег падает лениво,
Все вокруг заворошил,
Если б знали, как летит красиво,
Принося мне радости с вершин!

Припев:

Снова с неба падают снежинки,
Белые холодные картинки.
Я их у окошка собираю,
И они в моих ладошках тают –
Тают, тают, ни о чем не знают.
Меж собой искрятся и играют,
Бесконечно в воздухе летая,
Кружатся, мечтая, тая, тая.

Вскоре на земном просторе
Все леса засеребрят,
И по кругу закружится вьюга,
Согревая здешних снегирят.

Припев.

У. А сколько придумано загадок о зиме!

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.

Д. Декабрь.

У. На Руси декабрь в старину называли стужайло, студень, зазимник. Это первый месяц зимы. Ему свойственны морозы и оттепели. Он «и замостит, и загвоздит, и саням ходу даст». В народе про декабрь говорят: «Декабрь год кончает, зиму начинает». Как вы понимаете эту пословицу?

Дети отвечают.

– И художники в стороне от зимней темы не остались. Посмотрите на репродукции картин.

А.А. Пластов «Первый снег»

А.А. Пластов «Первый снег»

Учитель демонстрирует репродукции картин.

Ученик 1.

И снова сказка начинается,
Ведь к нам опять
пришла зима.
Все белым снегом одевается,
И в шапках снеговых дома.
Декабрь для нас спешит, старается,
Он строит горки ледяные,
Зима лишь только начинается,
И ждут нас игры удалые.

У. Зимушка приготовила для нас немало игр, затей и веселых забав. Предлагаю вам игру «Зимний наборщик». Я показываю вам определенный набор букв, а вы должны из этих букв составить слово.

На доске:

АМЗИ (зима)
КИНСА (санки)
ДОХОЛ (холод)
ВНОКГЕСИ (снеговик)
КАЕЛ (елка)
РОМЗО (мороз)
КЕНЖОС (снежок)
ЛОГОЛЕД (гололед)

– Молодцы, хорошо справились с заданием! А вот еще одно задание-загадка:

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет,
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?

Д. Январь.

У. У января на Руси тоже были свои названия – просинец, перелом зимы, перезимье. В январе самые сильные крещенские морозы: «В январе и горшок в печи замерзает». Но иногда бывает и потепление: погода проясняется, небо синеет, отсюда и просинец. Дни все светлее и длиннее. «Растет день, растут и холода». О январе в народе говорят: «Году начало, зиме середка». Как вы понимаете эту пословицу?

Дети отвечают.

Ученик 2.

Месяц зимний,
месяц снежный
Открывает первым год,
И со снегом и морозом
В гости к нам январь идет.
Он на реках и озерах
Всюду выстроил мосты
И одел пушистым снегом
Все деревья и кусты.

Агафонова Полина. «Зимнее утро»

Агафонова Полина. «Зимнее утро»

У. Сколько сказок, песен написано о русской зиме! Послушайте в исполнении девочек веселые частушки о ней.

Дети исполняют частушки.

Что случилось за окном?
Снег поземкой вьется.
Это зимушка-зима
Весело смеется.

Полетели с высоты
Белые пушинки,
Стали землю укрывать
Белые снежинки.

Наша русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка –
Здравствуй, зимушка-зима!

Пришла в белом сарафане
Из серебряной парчи,
И горят на ней алмазы,
Словно яркие лучи.

Ты пушиста и бела,
Ребятишкам всем мила.
Сделай горку нам скорей,
На реке каток залей!

На катке учу уроки
Зимним солнечным деньком.
Верно цифры все пишу я,
Но не ручкой, а коньком!

– Отменили нынче школу –
Ох, мороз! Поспи, сынок!
– Что ты, мама!
Вот так случай,
Побегу я на каток!

Бела снега принесла,
Все деревья приодела.
В роще, парке и в лесу
Навела ты красоту.

Я на лыжную прогулку
Одевалася сама,
Но пока я собиралась,
Уже кончилась зима.

Во дворе у нас стоит
Снеговик с метелкой,
Ночью темной сторожит
Дом он наш от волка.

Из снежинок чистых, белых
Я снегурочку леплю
И весной ее не брошу –
В морозильник поселю!

Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша бодрая забава –
Молодецкая зима!

У. А как называется этот месяц? Послушайте загадку:

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?

Д. Февраль.

У. Февраль – самый короткий месяц года: в нем 28 дней, а в високосный год – 29. Это последний месяц зимы. В народе в старину его называли вьюговей, лютый, бокогрей. Вьюговеем его назвали за снегопады, метели, вьюги, приходящиеся на эту пору.
«У февраля два друга – метель да вьюга».
«Вьюги и метели под февраль налетели».
Лютым – за морозы; иногда они доходят до –30°; бокогреем – за то, что на солнечной стороне тепло, заметен «сугрев», солнышко тепло нагоняет, а где нет солнца, там холодно.

Смирнова Алина. «Мороз. Иней»

Смирнова Алина. «Мороз. Иней»

Ученик 3.

Февраль гуляет на дворе,
И щиплет уши детворе,
И красит щеки докрасна.
Уйдет февраль –
придет весна.

Ученик 4.

Пусть мороз
трещит и злится
И поземка стелется –
В гости к нам
на праздник мчится
Девица-Метелица!

Дети исполняют песню «Метелица».

Подо льдом застыло море –
Это значит, будет вскоре
Над землей кружиться белый снег...
Это значит, будет сниться,
Как летит морозной птицей
Королева Снежная ко мне...

Под метельным звуком гулким
По заснежным проулкам
Пролетит, промчится без следа.
Под моим окном неловко –
Дать прикажет остановку
Королева холода и льда.

Припев:

Белая метелица
По дорожкам стелется.
Королева Снежная
Крутит вьюгу нежную,
Крутит вьюгу нежную
Королева Снежная.
Верится – не верится,
Что метет метелица.

У. Как приятно длинными, зимними вечерами под завывание метели не только послушать сказку, но и посмотреть ее! Давайте заглянем в лес и посмотрим, что там делается, о чем зверье лесное переговаривается. Слушайте и смотрите.

Магомедсаидов Саид. «Зимний вечер»

Магомедсаидов Саид. «Зимний вечер»

Дети инсценируют рассказы Н. Сладкова «Заяц и Полевка», «Заяц и Оляпка», «Заяц и Медведь», «Косуля и Косач», «Воробей и Синица», «Лиса и Заяц».

– Но зима – не только игры, забавы, веселый Новый год и школьные каникулы. Зима – это урожай будущего года, запасы воды в водохранилищах; зима – время забот для тысяч людей, отвечающих за то, чтобы в домах было тепло, а на дорогах – чисто. Вспомните пословицы и поговорки о зиме, назовите их.

Д.

  • Зима без трех праздников не живет.

  • Зимний ветер – морозу помощник: пуще холодит!

  • Зимний денек – с воробьиный скок.

  • В зимний холод всякий молод.

  • Зима – хранительница полей.

  • Зимой тулуп всякому люб.

  • Зимой солнце – что мачеха: светит, да не греет.

У. А еще были времена, когда русская зима становилась нашей защитницей. Не зря в народе говорят: «Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет».
Крепкие морозы 1941–1942 годов встали в строй защитников столицы, помогли нашей армии сдержать наступление германских войск на Волоколамском направлении, не позволяя в полную силу развернуться немецкой технике.
Этому способствовали два фактора.
Первый фактор – это человеческий героизм.
Второй фактор – поддержка родной природы. Немцы собирались победить нас очень быстро, всего за два-три месяца, поэтому они были очень легко одеты, да и климат Западной Европы отличается от нашего, российского. Но увязли под Москвой надолго.
Зима 1941 года оказалась суровой даже для нас. Но мы люди русские, и зима – время года для нас привычное. Какие бы ни были морозы, они для нас не смертельные.
Глубина снега в 1941-м году достигала 1 м. Танки вязли в нем, и немцы вынуждены были держаться дорог. Поэтому генералу Панфилову было понятно, где ждать врага: на пересечении дорог. Это населенные пункты Волоколамского района – Дубосеково, Мыканино, Зубово, Строково. Здесь и прошли самые ожесточенные бои.
В ночь с 19 на 20 декабря 1941 года Волоколамск был освобожден от немцев. Мороз в те дни достигал 40°!
С тех пор прошло почти 70 лет. Мы живем в мирное время. Но и сейчас у нас зимой бывают сильные морозы, правда, не такие суровые. Зима преподносит нам свои сюрпризы и подарки.
И вы примите на память о сегодняшнем занятии небольшие подарки.

Учитель раздает детям заранее приготовленные сувениры.

Список литературы

Бармина З.И. Русский дом. – Н.-Н.: Нижний Новгород, 1994.
Битва за Москву. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Московский рабочий, 1985.
Времена года: Стихи и рассказы о природе, загадки / Рис. С. Гавриловой. – М.: Детская литература, 2006.
Детская энциклопедия: Познавательный журнал для девочек и мальчиков. – М.: Аргументы и факты. 2005. № 12.
От зимы до осени / Сост. Т. Науменко и З. Новлянская. – М., 1979.
Педсовет. 2007. № 12.
Пшеницына Н.А. Времена года: Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.
Сладков Н.И. Под шапкой-неведимкой: Рассказы: Фото автора: Оформл. Г. Губанова. – 3-е изд. – Л.: Детская литература, 1986.