Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2010

Система Занкова

Задания второго (регионального) тура VIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев

Снежинки

«Я, капитан китобойного судна «Спрут», Джеймс Гиффорд 21 декабря 1839 года поймал снежинку необычайного размера – 32 дюйма в поперечнике. Будучи растопленной, она дала два с половиной стакана пресной воды!»
Конечно, таких снежинок не бывает. А капитана Гиффорда придумал я сам. Зачем? А мне было интересно, поверите вы или нет. На самом деле снежинки бывают не крупнее чем в полсантиметра. Но до чего же они красивы и разнообразны! Один американский натуралист много лет фотографировал снежинки через микроскоп, а потом издал альбом, содержащий четыре тысячи портретов этих хрупких созданий.
Что такое снежинки? Это кристаллы льда, точнее, сростки простейших кристалликов льда – иголочек и пластинок.
Снежинка – очень капризное создание. Малейшее изменение температуры, ветра или влажности влияет на ее размер и «телосложение». Например, если дует влажный ветер, снежинки слегка подтаивают по концам и слепляются при полете в хлопья. По форме снежинок метеорологи даже научились предсказывать погоду на завтра.
Откуда же берутся кристаллики льда в облаках? Они образуются из водяного пара. Помните, как в холодную погоду намерзает иней на воротнике или на варежке, если на нее подышать?
А примерно двести лет назад в Петербурге произошел такой случай. В одном из богатых домов шел бал. Народу было много, так, что называется, надышали, что от жары и от духоты дамы стали падать в обморок. Тогда один кавалер шпагой вышиб стекло в окне (форточек в то время не делали). От ворвавшегося холодного воздуха во всем помещении густыми хлопьями пошел снег. А за окном снега не было!
Вы думаете, это небывальщина? Нет, этот случай описан в газете – в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1773 год.
Сейчас зима, и на улице, может быть, идет снег. Выйдите и поймайте на ладонь несколько снежинок. Давайте ими любоваться, восхищаться!
В снежинках сокрыта какая-то тайна. В самом деле, не волшебно ли это, не удивительно ли: пар из чайника, дым из труб – все это лохматое и бесформенное, поднявшись наверх, в облака, и претерпев какое-то превращение, сыплется к нам обратно не бесформенными комками, не скучной пылью, а в виде кружевных шестиугольных кристаллов.
Как будто сама природа хочет намекнуть, что в ее основе лежит не хаос, не беспорядок, а какие-то точные и красивые математические законы.

(349 слов)

(По Олегу Шпатову)

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Как, по вашему мнению, автор относится к снежинкам? Подчеркните в тексте слова, которые показывают его отношение. Прочитайте стихотворение А. Пришельца.

Робкой, потревоженной пушинкой
Падает над городом снежинка. ...
Ниже, ниже – крyгом, прямо, криво, ...
Ах, и до чего ж она красива! ...

________________________________
________________________________
________________________________
________________________________

Я любуюсь и пройти не смею –
Я не знаю, что мне сделать с нею: ...
Вот сейчас она, сию минуту, ...
Упадёт под сапоги кому-то! ...

________________________________
________________________________
________________________________
________________________________

Я тянусь к ней доброю ладонью:
– У меня тебя никто не тронет! ...
На ладони – долго ль до беды – ...
Крошечная капелька воды. ...

________________________________
________________________________
________________________________
________________________________

Я хотел спасти тебя, cнежинка, ...
А несу в руке твою слезинку. ...

________________________________
________________________________

Какие чувства испытывает герой стихотворения? Напишите коротко рядом с каждой строфой.
Почему в последней строфе стихотворения не 4, а 2 строки? Объясните свою точку зрения.

РУССКИЙ ЯЗЫК

В 6 абзаце текста «Снежинки» отметьте знаком слова, в которых букв на две больше, чем звуков.
Укажите спряжение глаголов: произошел , велеть , научились , подышать , глядеть .

Составьте словосочетания или предложения со словами: стали, стекло.
Укажите, какими частями речи являются в них данные слова.

________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Выпишите три предложения, разные по цели высказывания.

________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

МАТЕМАТИКА

1. а) Сложи мысленно снежинку по пунктирной линии на обоих рисунках – обе части снежинки совпадут. Пунктирная линия делит снежинку на две равные части, и ее называют осью симметрии.
Сколько осей симметрии у снежинки? Ответь, отметив на рисунках. (Снежинок дано избыточное количество.)

б) Сколько осей симметрии у таких фигур? Проведи в этих фигурах все оси симметрии.

2. Расставь числа из рамки на концах снежинки так, чтобы сумма чисел на противоположных ее концах делилась на 6. (Найди один из вариантов решения.)

43, 45, 82, 49, 99, 36, 38, 54, 47

3. Масса одного литра воды 1 кг,  масса десяти снежинок 2 г. Представь, что тебе на ладони упала тысяча снежинок. Сколько получится миллилитров воды, если все эти снежинки растопить?

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1. Снежинки – это вода в твердом состоянии. Приведи как можно больше примеров твердого состояния воды.
2. Вода в твердом состоянии обладает уникальной особенностью. Что это за особенность, каково ее значение в природе?
3. В тексте рассказывается о необычных осадках: в помещении густыми хлопьями шел снег. А верите ли вы в то, что вместо дождя и снега «осадки» бывают из лягушек, рыб и даже денег? Если да, то как можно объяснить такое явление?
4. Известно, что куропатка зарывается в снег. С какой целью она это делает?
5. Каким важным астрономическим событием отмечена дата, следующая за 21 декабря? Напишите, что происходит в этот день в Северном, Южном полушариях и на Крайнем Севере России?