Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2010

Учимся играя

Наталья Жданухина ,
учитель МОУ СОШ № 1 г. Вологды

Разноцветные дни

Познакомившись с интересной идеей «Разноцветной недели», представленной Фешиной Галиной в № 22/ 2008, Наталья Жданухина, учитель МОУ СОШ № 1 г. Вологды, решила предложить второклассникам «красный» день накануне Нового года. Детям это так понравилось, что мы решили каждую четверть заканчивать особым, «цветным», днем. Конец третьей четверти стал зеленым, а четвертой – желтым. Выбор цвета вполне логичен, так как связан с сезонными изменениями. В природе время проведения определено верно, потому что ожидание и реализация такого яркого мероприятия позволяют детям отвлечься от накопившейся за четверть усталости, получить много положительных эмоций от активного общения друг с другом, расстаться на каникулы в хорошем настроении в ожидании новой встречи с одноклассниками.

В «цветной» день предполагается разрешить детям прийти в школу не в форме, а в одежде выбранного цвета, писать в рабочих тетрадях ручкой с пастой этого цвета, украсить кабинет шариками данного цвета.
Одинаковый яркий цвет во внешнем виде одноклассников и в окружающей обстановке создает веселое праздничное настроение, вызывает ощущение единения коллектива.
«Цветной» день заканчивается веселым уроком-игрой (продолжительность 35–40 мин)
Все дети активны, принимают участие в конкурсах, анализируют выступления, высказывают свое мнение, подводят итоги.
Ведущий-педагог не руководит процессом общения, а всего лишь направляет, содействует, способствует и вдохновляет.
Это отражено в сценарии.
Но возможен вариант предоставления большей самостоятельности учащимся.
Это опробовано в уроке-игре «желтого цвета», где ведущими стали два ученика.
Можно отмечать конец каждой четверти новым цветом.
Представляем вашему вниманию «Зеленую встречу» в конце третьей четверти и «Солнечную карусель» – в конце года.

«ЗЕЛЕНАЯ ВСТРЕЧА»

Предварительная подготовка: за неделю до встречи вывешивается объявление с отдельными заданиями для мальчиков и девочек:

Дорогие друзья!

Пятница, 20 марта, объявляется Днем зеленого цвета.
Будет день этот зеленого цвета –
Цвета радости, счастья и лета!
Продумайте, пожалуйста, соответствующий внешний вид и приготовьте ручку с пастой зеленого цвета.
На пятом уроке состоится «Зеленая встреча».
Особое задание мальчикам: купить по одному шарику зеленого цвета, принести в пятницу, надуть перед уроками, украсить класс.
Особое задание девочкам: приготовить рекламу зеленого предмета (одежда, обувь, продукты и т.д.), для этого выбрать один предмет зеленого цвета, нарисовать его на альбомном листе, сделать подпись о его качествах.

Учебные материалы. Карточки с заданиями, ролями, названиями остановок; магнитофон, аудиозапись музыки к танцу «Яблочко»; зеленые яблоки.

ХОД ИГРЫ

Ведущий.

Наша встреча сегодня зеленого цвета.
А все почему? Я не слышу ответа!
Да! Весна – время зелени,
Солнца и света!

Показ рекламы, подготовленной девочками.

– Но все ли вы знаете о зеленом цвете? Наша зеленая встреча поможет вам узнать что-то новое о нем. Для этого разделимся на команды. Как это можно быстро сделать?
Сейчас вы разделитесь на команды по колонкам. Выбирайте «зеленое» название.
Итак, в путь! Предлагаю сделать несколько остановок:

1. Зеленые человечки.
2. Тоска зеленая.
3. Зеленка.
4. Зеленое яблочко.
5. Зеленое море.
6. Маскировка.

Очередность выбора определяется по степени готовности команд. По очереди каждая команда выбирает и выполняет два задания.

Остановка 1. Зеленые человечки

Ведущий. Кого так называют?

Дети отвечают.

– Надо уметь с ними общаться, используя не только слова, но и жесты, и мимику. Передайте им важную информацию:

  • «Хочу спать»;

  • «Болит живот»;

  • «Позвони мне».

Участники команды с помощью мимики и жестов изображают то, что записано на карточке.

Остановка 2. Тоска зеленая

Ведущий. Что это такое? Как ее преодолеть? А я предлагаю сделать следующее:

– пролаять песню «В лесу родилась елочка»;
– прохрюкать песню «Пусть бегут неуклюже»;
– промяукать песню «Я знаю точно – невозможное возможно».

Участники команды лают, хрюкают, мяукают, стараясь повторить мелодию. Зрители отгадывают название песни.

Остановка 3. Зеленка

Ведущий. Что это? Медицинская бригада готова в любую минуту прийти на помощь. Проверим, как эта команда может за 10 секунд выполнить задания:

– построиться по росту от самого низкого до самого высокого;
– построиться по росту от самого высокого до самого низкого;
– построиться в форме креста.

Участники команды выполняют задания, пока зрители считают вслух до десяти.

Остановка 4. Зеленое яблочко

Ведущий. Говоря «зеленое», могут иметь в виду не особый сорт яблок, а степень зрелости и спелости. Я предлагаю музыкальное яблочко. Исполните этот танец с заданиями:

– вы выступаете на сцене Дворца творчества;
– вы моете посуду и танцуете;
– вам мала обувь, она жмет;
– в комнате выключили свет.

Участники команды танцуют и выполняют дополнительные задания, зрители хлопают.

Остановка 5. Зеленое море

Ведущий. Такое бывает? А слышали ли вы песню «Главное, ребята, сердцем не стареть»? О чем эта песня?

Выслушиваются ответы детей:

– Отправляемся в лес!

Участники команды становятся актерами театра-экспромта «Лес», исполняя роли: солнца, двух лучей, двух цветков, ветра, кузнечка, червячка, петуха. Ведущий читает текст:

Как прекрасно утром в лесу!
Из-за горизонта выплывает яркое улыбающееся солнце.
Оно бросает свои лучи на зеленую поляну.
Цветочки рады солнцу.
Они тянутся к нему, раскрывают свои лепестки, приветливо качают стебельками.
Небольшой ветерок залетел на полянку, он овевает цветочки со всех сторон. Цветочки колышут своими лепестками.
Вдруг, откуда ни возьмись, появляется веселый кузнечик. Он прыгает с цветка на цветок, радуется жизни, весело стрекочет.
Неподалеку ползет маленький червячок. Он хочет погреться на солнышке.
Тут появился голодный петух. Он громко закукарекал, да так, что кузнечик с испугу затрясся и поскакал прочь. А червячок не успел спрятаться, и петух схватил его. Цветы, увидев это, задрожали и прижались к земле.
Петух, предчувствуя обед, расправил крылья и гребешок. Он счастливо отправился домой.
Солнце перестало улыбаться, решило спрятаться от петуха и никогда больше ему не светить. Ветерок же разбушевался и всю свою силу обрушил вслед уходящему петуху.
Петух не ожидал этого, испугался и выпустил из клюва червяка. Червяк тут же скрылся в траве зеленой поляны.
А петух расстроился – опять он остался голодным. Он опустил голову вниз и ушел ни с чем. Вновь выглянуло солнышко. А ветерок-спаситель поднял с земли пригнувшиеся цветочки и весело полетел по полянке.

Остановка 6. Маскировка

Ведущий. Многие животные приспосабливаются к условиям окружающей среды – маскируются. Есть некоторые виды, которые имеют в своем окрасе зеленый цвет. А кто – вы увидите, выполнив команду. Покажите все вместе одно животное: 1) змею; 2) осьминога; 3) крокодила.

Все члены команды, объединившись, без звуков показывают одно животное. Зрители отгадывают.

Ведущий. Вот и подходит к концу наша «Зеленая встреча». Понравилась ли вам она? Что особенно понравилось? Что вы хотите сказать своим друзьям в конце встречи?

Выслушиваются ответы детей.

– Для нашей «Зеленой встречи» родительский комитет приготовил зеленые яблочки. Угощайтесь на здоровье!

Дети моют руки и берут яблоки.

Можно добавить информацию о Дне Святого Патрика, который отмечается в середине марта в США и Великобритании. В этот день жители города одеваются в зеленое (изумрудное), устраивают парады, карнавалы, даже воду в реке окрашивают в зеленый цвет.
Предварительная подготовка: за неделю до встречи вывешивается объявление со специальной информацией для детей о цвете одежды, о создании общими усилиями юмористической газеты «Желтая пресса», о празднике, который состоится на последнем уроке заключительной рабочей недели года.

Учебные материалы. Магнитофон; карточки с названиями предметов с загадками, с ролями; большое желтое картонное солнышко с лучиками-заданиями; желтые ленточки; бананы.

СОЛНЕЧНАЯ КАРУСЕЛЬ

Ведущий 1.

Желтое солнце, желтый цыпленок,
Желтую кепочку носит ребенок.
Желтый банан и, конечно, лимон,
Желтый песок и с изюмом батон.

Ведущий 2.

Много предметов желтого цвета.
В каждом из них прячется лето:
Радость, улыбка и солнечный свет.
Желтого цвета прекраснее нет!

Ведущий 1. Сегодня на нашем последнем уроке в этом учебном году мы прокатимся на карусели.

Ведущий 2. На специальной солнечной карусели, где каждый лучик желтого цвета.

Ведущий 1. И все лучики – с особым заданием желтого цвета.

Ведущий 2. Вы готовы?

Ведущий 1. Тогда садимся в солнечную карусель!

Ведущий 2. Возможность выбора первого лучика-задания предоставляется солнечному, светлому человеку, тепло, внимание, забота которого согревали нас весь учебный год.

Ведущий 1. Кто это?

Ведущий 2. Выбор сделает...

Ведущий 1. Первый лучик открывает...

Ведущий 2. Дальше двигаемся по порядку по часовой стрелке.

Лучик 1. Приглашаются все те, кто любит ванильное мороженое желтого цвета. Покажите нам танец маленьких желтых утят.

Лучик 2. Приглашаются все те, у кого в гардеробе есть юбка. Юбочки могут быть и желтого цвета. Изобразите предметы желтого цвета: часы, цветок, книгу, чашку.

Лучик 3. Приглашаются все те, кто любит играть в футбол и знает, что обозначает желтая карточка в этой игре. Возьмите желтые ленты и исполните с ними танец.

Лучик 4. Приглашаются все те, кто ходит в музыкальную школу. Многие музыкальные инструменты – желтого цвета. Исполните песню «Солнечный круг» (один куплет и припев), как дети в хоре, как пчелки на просторе, как петушки на заборе.

Лучик 5. Приглашаются те, кто боится мышей. Мышки так любят желтый сыр!

Дети отгадывают загадки о предметах, которые могут быть и желтого цвета:

Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
– Спать ложитесь, спать пора! (Луна и звезды.)

Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты,
А на них-то голубые
И, конечно, золотые,
Распускаются цветы
Небывалой красоты. (Салют.)

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)

В синей чаше алый мяч,
Он и светел, и горяч. (Солнце.)

Весь из золота отлит,
На соломинке стоит. (Колос.)

Лучик 6. Приглашаются те, кто умеет плести венки из цветов, в том числе и из желтых.

Театр-экспромт. Роли: дуб, бабочка, кабанчик, принцесса, луна, луч, рыцарь, конь, Соловей-разбойник. Ведущий читает текст:

Большая светлая поляна. В центре поляны стоит старый раскидистый дуб. Он поскрипывает. Вокруг дуба летает удивительной красоты бабочка. Пробегает туда-сюда кабанчик: ищет он желуди или проводит спортивную разминку, неизвестно.
Неподалеку во дворце сидит и грустит принцесса. Она смотрит на дуб из своего окна и отмахивается от назойливых мух.
Наступает вечер, всходит луна. Она плывет по небу. Вдруг из-за дуба появляется Соловей-разбойник. Он хитро улыбается, почесывает затылок – видно, задумал какое-то злодейство. Вот Соловей-разбойник пробирается к дворцу, хватает принцессу и уводит ее. Дойдя до дуба, злодей привязывает красавицу к дереву, ходит вокруг, радуясь добыче. Принцесса плачет. В кустах шуршит кабанчик. Он дрожит от страха. Бабочка вспорхнула и полетела подальше от этого зловещего места. И только Луна не оставила принцессу. Она направила на нее свои лучи с теплом и светом.
В это время мимо проезжал отважный рыцарь на славном вороном коне. Его заинтересовал яркий свет на полянке. Рыцарь отправился туда.
Что он видит?
Дуб качается и размахивает ветвями. К нему привязана принцесса. Она плачет, низко опустив голову.
Соловей-разбойник бегает вокруг и трясет своей бородой. В кустах дрожит кабанчик. Луна посылает свои яркие лучи на поляну.
Рыцарь слез с коня, достал свой меч. Начался страшный бой. Оба противника были сильны. Но рыцарь сумел нанести сильнейший удар, после которого враг был повержен.
Соловей-разбойник упал, а рыцарь отвязал принцессу, посадил ее на своего верного коня и повез во дворец.
Из куста вышел кабанчик. Он внимательно осмотрелся, еще раз прислушался и стал искать желуди под дубом.
Дуб, старый и развесистый, стоял спокойно, лишь изредка поскрипывая веточками.
Прилетела бабочка. Она села на одну из веток дуба.
Луна продолжала освещать поляну, но уже не посылала своих ярких лучей. Она была довольна, что все так хорошо закончилось.

Ведущий 1. Мы прокатились сегодня все вместе на «Солнечной карусели».

Ведущий 2. Понравилась ли вам наша встреча?

Ведущий 1. Что особенно понравилось?

Ведущий 2. Кому вы хотите сказать спасибо?

Ведущий 1. Подходит к концу наш последний учебный день.

Ведущий 2. Он был желтого, радостного, веселого цвета. Пусть каждый ваш день будет таким же ярким и интересным!

Ведущий 1. Примите в подарок от родительского комитета желтый сюрприз – бананы.

Ведущий 2. Угощайтесь на здоровье!

Спонсор публикации статьи: компания «NEW STYLE ART», занимающаяся изготовлением наружной рекламы любой сложности – от яркой вывески над входом в небольшой магазинчик до огромного баннера на крупном торговом центре, от бюджетных табличек с логотипом фирмы на ресепшн до сложных эксклюзивных конструкций с неоновой или светодиодной подсветкой. Креативные дизайнеры готовы предложить своим клиентам как уже готовые решения, так и разработать индивидуальный проект в соответствии с пожеланиями и потребностями заказчика. Высококвалифицированные инженеры спроектируют, а монтажники соберут и установят на месте даже самую технически сложную рекламную конструкцию. Посмотреть готовые работы команды мастеров из «NEW STYLE ART» можно на сайте компании по адресу: ns-art.ru.