Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2010

Проектная работа

Жанна Лукьянова ,
г. Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.

Время не стоит на месте

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, и требования к учебному проекту совершенно особые.
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, т.е. с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой есть перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

Подготовленный продукт должен быть представлен. Таким образом, на завершающем этапе проект требует презентации своего продукта.

То есть проект – это «5 П»: Проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация.

Шестое «П» проекта – его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

По доминирующей деятельности, применительно для младших школьников, можно представить следующую классификацию проектов:

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и т.д. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализация, спортивная игра, произведение изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна, но выпускникам начальных классов стоит попробовать в нем свои силы. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.д. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Одной из важных организационных задач участников проекта является выбор продукта проектной деятельности. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения социально значимой проблемы.

Для младших школьников наиболее возможными продуктами проектной деятельности могут быть следующие:

  • учебное пособие;

  • выставка;

  • газета;

  • журнал;

  • игра;

  • коллекция;

  • праздник;

  • сказка;

  • модель и др.

Задачей не менее, а то и более сложной, чем выбор формы продукта проекта, является выбор формы его презентации. Здесь потребуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов артистических, художественных и т.п.).

Для учителя интересно, как работали дети, как они реализовали себя, как проявляли самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений. Для учеников момент презентации – это предъявление роста своей компетентности, самоанализ.

В ходе подготовки к презентации дети готовят продукт (рисунки, газеты, слайд-шоу, макеты). Но это не результат работы над проектом!

Результат – это:

  • ход мыслительной деятельности детей;

  • собранная ими информация;

  • приобретенные новые знания;

  • появившиеся и отвергнутые варианты решения проблемы;

  • найденный конструктивный замысел.

Для успешной работы на этапе презентации необходимо научить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, анализировать свою деятельность. Для этого можно предложить детям следующий план выступления:

1. Почему ты начал разрабатывать именно этот проект? Кому он предназначен?

2. Проводил ли ты предварительные исследования по данной проблеме? Если да, то что ты выявил?

3. Какова основная идея твоего проекта? Были ли у тебя еще идеи? Почему ты их отверг?

4. Какие ты использовал материалы? Достаточно ли было тебе знаний и умений или пришлось чему-то научиться? Кто тебе помогал?

5. По каким этапам ты выполнял проект? Расскажи об этом кратко.

6. Какие комментарии ты получил от людей, для которых выполнялся проект, или от посторонних?

7. Как улучшить проект и каковы направления твоего дальнейшего исследования?

Итак, презентация – это:

  • завершение работы;

  • анализ проделанного;

  • самооценка, оценка со стороны;

  • демонстрация результатов.

Для начальных классов виды презентационных проектов могут быть следующими:

  • деловая игра;

  • путешествие;

  • реклама;

  • спектакль;

  • телепередача;

  • ролевая игра и др.

В обсуждении и оценивании проектных работ участвуют все, осуществляется самооценка результатов и процесса работы, выслушиваются коллективные высказывания и оценивания, учитель выступает в качестве участника коллективной оценочной деятельности.

Критерии оценки могут быть следующие:

  • самостоятельность работы над проектом;

  • оригинальность решения проблемы;

  • универсальность (дополнительное использование модели);

  • качество выполнения продукта;

  • артистизм и выразительность выступления;

  • использование средств наглядности, технических средств.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный настрой; ученики обсуждают проект, предлагают собственные идеи);

  • информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам сообщает информацию);

  • рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Если выполнение проекта проходит в режиме урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А вот помочь советом, информацией очень важно для поддержки мотивации и самостоятельности ребенка. Можно провести родительское собрание, на котором разъяснить суть метода проекта и его значимость для развития личности, рассказать об основных этапах проектной деятельности и участии родителей в ней, разработать памятки: «Что такое проект?», «Родителям, чьи дети выполняют проект».

В качестве примера хочу привести выполненный нами проект «Часовых дел мастера».

Памятка родителям, чьи дети выполняют проект

«Что такое проект?»

Основатель метода проектов – американский педагог У.Х. Килпатрик (1872–1965). По его мнению, использование метода проекта не только подготавливает ребенка к деятельности его по окончании школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем. Проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
Метод проектов в 20–30-е годы привлек внимание отечественных педагогов. Они считали, что этот метод сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе обучения, научит не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.
В современной педагогике метод проектов используют как компонент системы образования.
Проект – это «5 П»: проблема (значимая задача); проектирование (план действий, выбор продукта, форма презентации); поиск информации (поиск и сбор материала); продукт (результат работы, изделие); презентация (представление продукта, результата).

Итак, метод проектов предполагает:

  • связь обучения с жизнью;

  • развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

  • развитие умения адаптироваться к действительности;

  • умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. учит учиться.

Важно!

Уважаемые родители! Ваш ребенок приступает к выполнению проекта. Проявите заинтересованность. Постарайтесь создать радостную атмосферу сотворчества. Узнайте у ребенка, что это за проект, для кого он предназначен, чт? в результате ребенок должен получить.
Уважаемые взрослые! Не берите на себя выполнение части работы над проектом, иначе вы погубите саму творческую идею проекта. А вот помощь советом, информацией – это важно для мотивации и самостоятельности ребенка при выполнении проекта!

Часовых дел мастера

Работа осуществлялась второклассниками (во второй четверти) на уроках математики, трудового обучения, изобразительного искусства.

На первом этапе учитель на уроке математики знакомит детей с понятием времени и единицами его измерения и предлагает вспомнить, каким прибором измеряют время и почему стрелка в часах движется. Ребята вспоминают, какие часы они встречали в жизни, и выдвигают предположения, что заставляет двигаться стрелку и как работают часы, в которых нет стрелки. Далее учитель подводит детей к идее создания моделей часов, при этом решается вопрос: для кого эти модели будут предназначены?

На втором этапе уточняется тема проекта «Часовых дел мастера».

Главная цель определяется как изготовление моделей часов на основе индивидуальных проектов, которые могли бы использовать ребята из детского сада – будущие первоклассники – для тренировочных занятий и игр.

Среди комплекса задач, реализуемых при работе над данным проектом, приоритетными для учителя являются следующие: познакомить детей с часами как прибором счета времени, их устройством; стимулировать познавательный интерес обучающихся к разнообразию видов часов; формировать понятийное мышление у младших школьников; совершенствовать детские учебные взаимодействия.

Из задач, предложенных ребятами в качестве основных, признаны такие, как научиться пользоваться научно-популярной литературой, готовить сообщения по определенному вопросу, развивать воображение.

После коллективного обмена мнениями принимается план работы. Сначала в микрогруппах ученики готовят сообщения о различных видах часов, систематизируют, оформляют материал для стендов и устных сообщений. Затем члены каждой группы решают, на какую тему они будут делать модель часов (времена года, режим дня, цвета радуги, герои сказок и т.д.), из какого материала, рисуют эскизы. После этого каждый самостоятельно представляет свой проект. Критериями оценки качества модели являются аккуратность, универсальность и оригинальность.

Далее работа выполняется в соответствии с составленным планом, каждый работает в своем темпе, при необходимости советуется с одноклассниками и учителем; часть работы можно выполнять дома.

Следующий этап – оценивание: отмечаются лучшие модели, оригинальные находки в оформлении, в использовании данной модели (часы – коробочка для кубиков, часы-загадки, часы-сказка с использованием часового механизма и др.). На этом этапе микрогруппы готовят общую презентацию своих моделей.

Последний этап – презентация результатов своего труда. Она проходит в виде путешествия «По реке времени», на которое приглашаются гости – воспитанники детского сада № 31, воспитатели, родители, друзья, учителя. Все изготовленные модели часов проектанты дарят ребятам из детского сада.

К проекту составлен методический паспорт:

Методический паспорт проекта «Часовых дел мастера»

Предмет: математика, трудовое обучение.

Класс: 2-й.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Планируемый результат: модели часов для дидактических игр.

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе создания моделей часов.

Задачи

1. Развивать способности к поисковой деятельности:

  • определению задач исходя из поставленной проблемы;

  • планированию этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;

  • выбору материала и способу действия;

  • умению аргументировать свой выбор.

2. Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач: свободно пользоваться иллюстративно-печатным и дидактическим материалом при реализации поставленных задач.

3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.

4. Развивать художественный вкус при оформлении моделей часов.

5. Совершенствовать стиль партнерских отношений.

Этапы работы

Первый этап. Младшие школьники знакомятся с различными видами часов (солнечные, песочные, водяные, механические, электронные), их устройством, учатся определять время по часам, совместно с учителем приходят к решению создания моделей часов, которыми могут пользоваться ребята подготовительной группы.

Для изготовления часов необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Что такое время?

  • Зачем человеку необходимо определять время?

  • Как его можно измерить?

  • Что такое часы?

  • Как устроены механические часы?

  • Что такое модель часов?

  • Какие могут быть модели часов?

Второй этап. Определяются направления поиска ответов на поставленные вопросы, класс делится на группы, распределяется работа между группами, определяются сроки.

Третий этап. Дети находят научно-популярную литературу, собирают, систематизируют материал, оформляют его для стендов, устных сообщений. Для активизации работы можно провести викторины, конкурсы, в процессе которых ребята будут выполнять различные задания, отгадывать и придумывать загадки, кроссворды и т.д., тем самым систематизируя и обобщая полученные знания.

Четвертый этап. Члены каждой группы решают, какие часы они будут делать (материал, форма, внешний вид), рисуют эскизы, обсуждают, что можно изобразить на циферблате для развития детей подготовительной группы детского сада:

  • героев сказок;

  • времена года;

  • режим дня;

  • фрукты, овощи;

  • основные цвета радуги;

  • народные праздники;

  • животных нашего края и т.д.

Пятый этап. Презентация результатов творчества, на которую приглашаются гости – воспитатели детского сада и их воспитанники, родители, друзья, учителя.

Презентация проекта «Часовых дел мастера»

Звучат фанфары.

Ведущий. Дорогие друзья! Я рада приветствовать вас в этом зале. Сегодня мы поговорим о времени, совершим небольшое путешествие в мир часов. В путешествие мы возьмем гостей: наших друзей – воспитанников детского сада «Фиалка» и их воспитательницу Екатерину Владимировну, педагогов нашего города и родителей учеников 2-го «Б» класса.
Итак, я объявляю начало презентации «Часовых дел мастера»!

Звучат фанфары.

– Часы. Как много они значат в нашей жизни! Трудно представить, что когда-то у человека часов вообще не было. Древние люди просыпались, когда солнце всходило. Их будили на рассвете голоса птиц. Прошли века, и человек заметил, что можно узнавать время по солнцу. Люди изобрели солнечные часы.
Я объявляю первую номинацию – «Времена года».

Ребята из первой группы рассказывают о своей работе, дарят часы воспитанникам детского сада.

Ученик.

Время мчится незаметно –
Второклассник я теперь.
Нравится искать ответы
И решать проблемы мне.
Как писать красиво буквы?
Как все мерки сосчитать?
Как раскрасить счастьем утро?
Как свой ум не растерять?
Сто вопросов – сто ответов
Созревают каждый час.
Я живу на свете белом,
Я большой уже сейчас.

Ведущий. Мы продолжаем путешествие. Солнечные часы действовали только в солнечную погоду. Тогда люди изобрели песочные часы. Песок пересыпался из верхнего сосуда в нижний. Иногда песок заменяли водой. Вот откуда пошло выражение: Много воды утекло.
Итак, вторая номинация – «Радуга-дуга».

Ребята рассказывают о своей работе, дарят часы воспитанникам детского сада.

– Для всех звучат веселые частушки:

Припев:

Тик-так, ходики,
Пролетают годики.
Мы частушки вам споем,
Как мы время бережем.

В понедельник я проснулся,
А во вторник я зевнул,
В среду сладко потянулся,
А в четверг опять заснул.
Вот лентяй, так уж лентяй!
Эй! Храпеть домой давай!
Просыпайся и ступай
И ребятам не мешай.

Припев.

Петя в школу опоздал,
Он на поле мяч гонял:
За часами не следил,
Все уроки пропустил.
Ах, минута, ах, минута –
Это много или нет?
За минуту очень ловко
Можно скушать пять конфет.

Припев.

Свои книжки и тетрадки
Всегда на место Макс кладет.
Ведь известно всем на свете –
Порядок время бережет.
Успеваем мы немало,
Только б времени хватало!
Тот, кто бережет минутки,
Много сделает за сутки.

Припев:

Тик-так, ходики,
Пролетают годики.
Хочешь с временем дружить,
Научись им дорожить.

Ведущий. Наше путешествие в мир часов продолжается. В ХVIII веке появились механические часы. В них использовалось гениальное изобретение человека – колесо. Некоторые часы делались с боем. Отсюда пошло выражение битый час, т.е. «прошел целый час».
А у нас следующая номинация – «В гостях у сказки».

Ребята рассказывают о своей работе, дарят часы воспитанникам детского сада. Ученик читает стихотворение о часах.

Главные часы нашей страны находятся в Москве. Это Кремлевские куранты. Ежечасно торжественно и величаво раздается бой курантов на Спасской башне Кремля. А 31 декабря в 12 часов ночи бой курантов извещает нас о том, что наступил Новый год.
Сегодня часы – наши верные спутники. Представьте, что все они вдруг остановились. Непонятно, как бы мы стали жить, ходить на работу? Время не отдыхает, не стоит на месте, не ждет никого. Поэтому так легко его потерять, а найти трудно. Необходимо беречь каждую минуту – ведь за нее так много можно сделать.

Ученики представляют свои работы по номинациям «Делу – время, потехе – час», «Народные традиции». Танцевальная группа исполняет танец «Старинные часы», дети поют песню «Пять минут».

Ведущий. Наша презентация заканчивается. Но часы идут, и жизнь продолжается. В детстве и юности она кажется бесконечной, и многие откладывают свои дела «на потом». И однажды обнаруживают, что жизнь прошла, а ничего не сделано. Поэтому цените время и берегите его.

Литература

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. Гоппе Н.Н. О переходе к проектной технологии. – Педагогическое обозрение. – 2000. – № 4.
3. Дьюи Дж. Демократия и образование. – М., 2000.
4. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. М.А. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1981.
5. История педагогики и образования: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
6. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в пед. процессе: Пер. с англ. Е.Н. Янжуя. – Л., 1925.
7. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2005.
8. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Воронеж, 1998.
9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.
10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практ. пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.
11. Философы двадцатого века. – Книга первая. – 2-е изд. – М.: Искусство 21 века, 2004.
12. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993.
13. Шацкий С.Г. Избранные пед. сочинения: В 2-х т. – Т. 2 / Под ред. Н.П. Кузина. – М.: Педагогика, 1980.