Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2010

Проектная работа

Алла Владимировна Перетягина ,
учитель начальных классов СОШ им. М.В. Ломоносова Архангельской области ;
Егор Проурзин ,
ученик СОШ им. М.В. Ломоносова Архангельской области

Где живёт Баба Яга?

Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо? Ученик Ломоносовской школы решил больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы. Конечно же поставить гипотезу, определить объект и предмет исследования первокласснику не под силу, поэтому в этой работе ему помогала учительница. Выполненная исследовательская работа была успешно представлена на районной учебно-исследовательской конференции школьников «Юность Поморья».

Тема. «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи. Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; провести опрос по теме работы среди учащихся; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Объект исследования. Баба Яга.

Предмет исследования. Русские народные сказки.

Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.

I. Основная часть

1. Общая характеристика Бабы Яги

Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии я нашел такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому (2, с. 113).
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

2. Баба Яга – мифологическое существо

Сказку всегда предваряет миф.
Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.
Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.
Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.
Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)
Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой (1, с. 56).

3. Основные черты образа Бабы Яги

Это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего костяная) нога. Костяная нога почти во всех сказках упоминается в единственном числе. Поэтому можно предположить, что Баба Яга – одноногая.
Костяная нога – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то нужно «искать змею». Баба Яга имеет змеиное происхождение. Одноногость Бабы Яги является достаточным основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. В имени Яга, считают ученые, также отразилась ее змеиная природа. «Яга» происходит от санкристского «змей». Таким образом, сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, еще позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух – таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж (1, с. 62).

4. Баба Яга в русских народных сказках

Сначала я решил провести опрос среди учащихся младших классов, так как мне стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

В опросе участвовали 23 ученика начальной школы. Варианты их ответов я записал в таблицу 1.

Таблица 1

Результаты опроса учащихся

1. Кто такая Баба Яга?

Вымышленный персонаж

Ведьма, колдунья

Пожилая женщина

Злая сварливая старуха

Старушка с метлой

2. Какой вы себе ее представляете?

Злой, сердитой, плохой

Веселой, шутливой

Агрессивной, нервной

3. Где она живет?

В лесу в избушке на курьих ножках

На болоте в избушке

4. Чем занимается?

Ходит в гости к Лешему

Летает в ступе

Варит зелья, колдует

Ест детей

Прядет пряжу

5. Как выглядит костяная нога?

Сделана из кости

Выглядит как у скелета

Деревянная нога

Волшебная нога

Далее я самостоятельно анализировал образ Бабы Яги. Для этого я прочитал 11 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге.
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
Результаты своего исследования по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», «Финист – ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» – я записал в таблице 2.

5. Общие выводы

Таким образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке – даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: 1) Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями; 2) Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей; 3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.

Статья опубликована при поддержке компании "Msk Centrum" – одного из крупнейших поставщиков межкомнатных и входных дверей. Хотите изменить Ваше жилое пространство, при этом, не вкладывая огромные средства в перепланировку, реконструкцию или даже в серьезный ремонт? Скажете, что это не возможно, и ошибетесь! Межкомнатные перегородки в Москве от компании "Msk Centrum" способны объединять или уменьшать пространство, зонировать помещения, делать их еще комфортнее, практичнее и многофункциональнее. Межкомнатные раздвижные перегородки при минимуме затрат на их изготовление и монтаж, сделают фундаментальную планировку даже небольшой квартиры более гибкой и мобильной, позволят при необходимости разделить помещение на жилую, рабочую или иную функциональную зону. Специалисты "Msk Centrum" помогут выбрать такую модель перегородки, которая не нарушит сложившийся интерьер помещения, или же станет интересным дизайнерским решением или элементом декора. Подробнее ознакомиться с ассортиментом предлагаемой продукции, узнать цены и посмотреть готовые работы можно на сайте mskcentrum.ru.

II. Анализ результатов исследования

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса.
Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним. (Приложение.)

Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

Мое предположение подтвердилось.

III. Заключение

В ходе своего исследования я нашел ответы на многие вопросы. Я прочитал много русских народных сказок, узнал значение непонятных мне слов, провел опрос среди учащихся по теме исследования, узнал из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сделал вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я понял, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Словарь терминов

  • Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.

  • Яга – язвить, причинять боль, мучить.

  • «Курьи ножки» – это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».

  • Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.

  • Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.

  • Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.

  • Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.

  • Сказка – древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

  • Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).

Приложение 1

Баба Яга

Приложение 2

Слайд 1

Добрый день, уважаемые гости и участники конференции! Я ученик 1 класса Ломоносовской средней школы имени М.В. Ломоносова Проурзин Егор.
Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведенного мной исследования. Название темы: «Образ Бабы-яги в русских народных сказках».
Кто такая Баба-яга? Как она попала в сказку? Существовала ли когда-нибудь Баба-яга? Я решил найти ответы на свои вопросы.

Слайд 2

Это определило цель моей работы: проанализировать образ Бабы-яги и сделать вывод о ее сущности.

Слайд 3

Для достижения цели я поставил следующие задачи: Є узнать из дополнительной литературы о Бабе-яге; Є провести опрос среди учащихся по теме работы; Є прочитать русские народные сказки с участием Бабы-яги; Є проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Слайд 4

Гипотеза: предположим, что Баба-яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования:

  • думал самостоятельно;

  • читал книги;

  • спрашивал у взрослых;

  • проводил опрос;

  • анализировал

Слайд 5

Сначала я решил провести опрос среди учащихся младших классов, так как мне стало интересно, что думают другие ученики о Бабе-яге. Им было предложено ответить на следующие вопросы (указать рукой на слайд).
Все варианты ответов я указал после вопросов.
Ответы ребят помогли дальнейшему моему исследованию. Я определил для себя основные моменты, на которые должен обратить особое внимание. Это: место обитания Бабы-яги, ее внешний вид, волшебные вещи в сказках и животные, служащие Бабе-яге.
В ходе исследования, я узнал, что Баба-яга – это известный персонаж славянских волшебных сказок. Прообразом Бабы-яги является славянская богиня смерти. Я понял, что сказку всегда предваряет миф.

Слайд 6

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы-яги я сделал вывод о ее сущности. (Таблица 2)

Таблица 2

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Название сказки

Место обитания Бабы Яги

Внешний вид

Волшебные вещи в сказках и др. чудеса

Животные, служащие Бабе Яге

Положительный или отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»

«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»

«…морда жилиная, нога глиняная»

Золотые яблочки

Мышка, гуси-лебеди

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»

«…зубы – на полке, а нос в потолок врос»

Клубок

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Баба Яга»

«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»

Баба Яга – костяная нога

Гребешок, полотенце

Кот, собаки, быки

Отрицательный, так как хотела съесть девочку

«Баба Яга и Заморышек»

«За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены»

Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь)

Волшебный платочек, огненный щит

Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев

«Василиса Прекрасная»

«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами»

«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Куколка;

три всадника (белый, красный, черный);

три пары рук

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»

«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Волшебный платочек

Волшебные кони

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею»

Баба Яга – золотая нога

Волшебная игла, шило

Отрицательный, так как билась с богатырями

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Избушка на курьих ножках

Сидит седая старуха, прядет кудель

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.

Сват Наум

Лягушка

Положительный, так как помогла Андрею-стрелку

«Заколдованная королевна»

Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…»

Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка

Положительный, так как помогла найти королевну

«Финист – ясный сокол»

Три Бабы Яги.
«Стоит избушка на курьих ножках – вертится»

Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит»

Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка,

серебряное донце и золотое веретенце

Кот, собака, Серый волк

Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Три Бабы Яги (сестры).
«Избушка на курьей ножке, об одном окошке»

«…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает»

Живая вода, молодильные яблоки

Волшебные кони

Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки

Слайд 7

Таким образом, мое исследование показало, что Баба-яга – вымышленный сказочный персонаж. Сущность образа Бабы-яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл (нежели просто злая сварливая старуха). Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

Литература

  1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.

  2. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская литература / Сост. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2004.

  3. Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М.: Планета детства, 1999.

  4. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев: Рад. шк., 1989.

В оформлении статьи использованы иллюстрации Ивана Билибина к русским народным сказкам.