Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2010

Я иду на урок

Ирина Несветайло ,
учитель МОУ «Борисовская СОШ № 2», Белгородская обл.

Сочинение о весне

Русский язык. 4-й класс

Фото из архива «ПС»

Тема. «Обобщение знаний учащихся о трех типах текстов. Сочинение».

Цели. Повторить материал о типах текстов, составить и написать тексты о весне; учить располагать материал в нужной последовательности, использовать языковые средства в соответствии с типом текста; развивать умение выбирать главное, правильно оформлять текст; совершенствовать орфографическую грамотность; обогащать словарный запас с помощью художественных текстов; воспитывать любовь к природе.

Учебные материалы. Детские рисунки; аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского; опорные схемы, тексты, карточки-сочинения для слабых учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

На доске записано слово весна.

Учитель. Прочитайте слово. Что вы представили, прочитав его?

Дети отвечают.

– На уроке рисования вы в своих рисунках изобразили весну. Рассмотрите выставку работ. Какие чувства вызывает у вас приход весны?

Дети. Радость, веселье.

У. Что вас радует весной?

Д. Прилет птиц, солнце, цветы, тепло.

У. Сегодня на уроке вы должны будете составить тексты о весне и написать сочинения.

III. Работа с текстами

У. Давайте вспомним, какие типы текстов вы знаете?

Д. Повествование, рассуждение, описание.

У. Почему они так названы?

Дети отвечают.

– Найдите схему текста-повествования.

На доске:

1. Начало.

2. Основная часть.

3. Концовка.

– Какие части мы в нем выделяем? Найдите схему текста-описания.

На доске:

1. Общий признак.

2. Признаки частей.

3. Оценка предмета.

– Какие части мы в нем выделяем? Найдите схему текста-рассуждения.

На доске:

1. Тезис.

2. Доказательство.

3. Вывод.

– Какие части мы в нем выделяем?

Дети отвечают.

– У вас на партах лежат тексты. Найдите среди них текст-повествование. (См. Приложение, тексты 1–3.)

– Зачитайте его.

Один ученик читает.

– Кто не согласен, что это текст-повествование? По каким признакам вы определили, что это повествование?

Д. В нем о чем-то сообщается, есть начало, основная часть и концовка.

Такая же работа проводится и с другими текстами.

– Посмотрите на доску. На ней три заголовка к текстам. Какой из них лучше подойдет к тексту-повествованию?

На доске:

Вот и весна пришла. Весна. Красавица-весна.

– Вы не просто будете составлять текст, а напишете сочинение. Поэтому нужно наметить план вашей будущей работы.

Дети составляют план сочинений и рассказывают, о чем пойдет речь в каждой части.

IV. Лексическая работа

У. К сочинению вы готовились заранее: читали произведения поэтов, писателей о весне, выбирали образные слова и выражения, наиболее удачные выписывали в тетрадь.
На партах у вас лежат листы с художественным текстом. Прочитайте его и подчеркните те слова и выражения, которые вам хотелось бы употребить в своем будущем сочинении. (См. Приложение, текст 4.)

Работа в парах.

– Зачитайте понравившиеся вам слова и выражения.

Д. В этом тексте автор использовал сравнения, олицетворения, метафоры и эпитеты.

У. Приведите примеры этих образных средств.

V. Орфографическая подготовка

У. Я думаю, что вам хотелось бы не только составить прекрасные тексты о весне, но и грамотно их написать. Поэтому на доске записаны слова, которые вы можете использовать в сочинениях. Какая орфограмма пропущена? Докажите.

На доске:

со...нце
лист...я
цв...ты
ветки
руч...и
тр...ва
пр...талины

солнышко
л...сточки
цв...точки
ветви
руч...йки
тра...ка
пр...талинки

– Слова какого столбика вы бы использовали в своем сочинении?

Д. Второго.

У. Почему?

Д. Слова звучат более ласково.

У. Что придает им такое значение?

Д. Суффиксы.

VI. Подготовка к записи текста

У. Выберите из этих столбиков самое главное слово, которое является причиной прихода весны.

Д. Солнце.

У. Что дает природе солнце? Какие изменения происходят в природе с наступлением тепла? Все эти признаки вы должны будете отразить в своих сочинениях, ведь слова в нашей речи, как в письменной, так и в устной, имеют большое значение.

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И столько отдал им
Душевной теплоты.

– Я думаю, что в свои сочинения вы вложите всю свою душу и знания. Для этого используйте яркие слова и выражения, покажите красоту и необычность природы в это время года.

VII. Запись текста

Работа на данном этапе может строиться по-разному.
В сильном классе детей можно разделить на три группы и предложить каждой группе составить разные типы текстов (повествование, описание, рассуждение).
В среднем детям легче написать текст-описание или текст-повествование.
Слабым детям можно предложить заготовки с текстами о весне, куда они должны вставить подходящие слова и пропущенные орфограммы.

VIII. Чтение и анализ текстов

Можно прочитать 2–3 сочинения.

У. Соответствует ли сочинение типу текста? Раскрыта ли тема?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сочинение для слабых учащихся

Вот и в...сна пр...шла
Пр...шла в...сна. Б...гут ... ручейки. Со...нце согр...вает все вокруг ... лучиками. По небу плывут ... облака. Радуются в...сне не только люди, но и все ж...вое. Весело щебечут в гнездах птенцы. Проснулся от ... спячки м...дведь. Но в...сна для людей не только радость, но и ... заботы.
Мне нравится в...сна, ведь каждый раз рождается новая ж...знь.

Типы текстов

Текст 1

Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду. Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога. Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу.

На другой день Лена бежала из школы. Она спешила накормить воробышка. Воробьиха уже сидела на форточке.

Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.

Текст 2

Мать-и-мачеха – первые весенние цветы.
Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и холодные, а снизу – мягкие и теплые.

Текст 3

Тысячи лет назад люди уже строили дворцы из кирпича. Очень он понравился строителям. Почему же так понравился кирпич?
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они всегда под рукой. Во-вторых, кирпич не горит и воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.
Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.

Текст 4

Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зеленый. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод. Она вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелеными огоньками распускающихся листочков на деревьях.
Но что особенно отличает краски весны от любого другого времени года, так это блеск. Блестят дома и асфальт, весенний снег и лужи. Только весной так ярко блестят зеленые листья и травы, перья птиц и лепестки цветков.
Солнце весной нестерпимо яркое, желтое до белизны, до боли в глазах. В его лучах даже подтаявший снег начинает сверкать особой, хрустальной белизной ледяного наста.
Светятся, искрятся на солнце сосульки. Своей формой они похожи на стволы деревьев. Только растут эти стволы на вверх, а вниз. Но расти им недолго.
Беспокойна весенняя погода, яростно борется тепло с холодом. Но как только эта борьба закончится победой тепла, начнется весенняя капель.
Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые. Начинается прилет птиц. Распускаются первые цветы – сережки на деревьях.