Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2010

Педагогика в лицах

Евгения Кибирева ,
учитель МОУ СОШ № 3, г. Канск

Спешим к детям

Большие светлые коридоры, парты в три ряда, книги, графики, формулы... Пройдет много лет, мы изменимся, изменится мир вокруг нас, но школа навсегда останется в нашей памяти.
Только недавно я поняла, как мало знала о школе и профессии учителя. Когда я делала свой выбор, мне было шестнадцать лет. Я всегда хотела быть похожей на свою первую учительницу, а значит, стать учителем. Быть учителем для меня – значит быть человеком творческим, индивидуальным, гибким, понимающим, искренним, способным чувствовать состояние ребенка. Многие меня отговаривали, даже мама. Она предупреждала о предстоящих трудностях, но я все равно сделала свой выбор и не жалею об этом.
В педагогическом колледже нам много и часто говорили о значимости учительской профессии, но мы еще не осознавали этого в полной мере. В вашем представлении эта работа была легкой и простой: пришел в класс, провел уроки, проверил тетради. Отчетливо помню свой первый урок. В руках дрожит конспект, и двадцать пар пытливых детских глаз с интересом и участием рассматривают новенькую.
Первые слова давались с трудом, голос звучал напряженно и неестественно. И вдруг волнение улеглось, пришла уверенность, я почувствовала себя актрисой, правда, пока еще никому не известной, но к которой обязательно придут признание и любовь зрителей. Это они, мои маленькие «зрители», помогли мне в тот день почувствовать себя уверенной и сильной.
Позже, читая книгу Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!», я поняла, что мои переживания в этот момент автор называет законом взаимности: «Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим педагогом». И правда, как же становится легко на душе, какой чувствуешь себя счастливой, когда видишь, что доставила радость маленьким человечкам!
Во время практики урок идет за уроком, а коленки все дрожат, сердце бьется учащенно. И сама себя успокаиваю: «Это пройдет со временем», – но не тут-то было. Опытные учителя говорят, что страх пройдет, а волнение – никогда, оно в учителе вечно. Когда встал вопрос, куда идти работать, ответ был однозначным: в школу. Ведь не зря в народе говорят: «Где сосна взросла, там она и красна». Было боязно, я постоянно думала о том, справлюсь ли, найду ли общий язык с коллегами и учениками.
Вот уже заканчивается первый год моей работы. Для меня он пролетел очень быстро. Любимая работа заполняет жизнь и на 70 процентов составляет ее смысл. Преподавание для меня – не только работа, но и своего рода хобби, я с удовольствием углубляюсь в преподаваемый предмет. Педагогическая деятельность – это психологический опыт, это не только общение и воспитание – это и самовоспитание. Работая с детьми, я заряжаюсь своеобразной энергией. В школе никогда не бывает скучно. Каждый раз, войдя в класс, видишь другие глаза других мальчиков и девочек и понимаешь, что на эти 40 минут ты для них – источник мудрости, хранилище истины, хранитель тайны, которой ты собираешься поделиться с ними. Они интересны мне как личности, я искренне радуюсь, когда дети начинают нестандартно и неординарно думать, и на их лицах возникает изумление и удивление: «Неужели это я (придумал, сделал, сказал...)?!»

Школа заставляет расти, меняться, совершенствоваться, становиться совершенно другой. За этот год я уже не раз делала то, чего раньше не умела. Танцевала на конкурсе «Русские корни», расписывала батик, оценивала детские научно-практические работы. Мы меняемся и учимся сами, меняются дети, которые приходят к нам. Изменения в нашей жизни происходят с невиданной скоростью, знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям, которые по факту своего рождения будут в обществе на виду, необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свою индивидуальность и неповторимость. Значит, учитель (то есть и я в том числе) должен не просто идти в ногу со временем, но и на шаг опережать его.
Учителю следует повышать свой профессиональный уровень, использовать в своей педагогической деятельности достижения науки и передовой опыт коллег. В нашем деле много практики, опыта, но мало науки.
Если очень хочешь быть учителем, то оттачивай свое мастерство, будь настоящим профессионалом. Для этого надо много знать, иметь чуткое сердце, добрую душу, любить детей и посвятить им ни много ни мало, а целую жизнь.

Я часто задумываюсь о сути своей профессии. Вот вы только представьте... Тысячелетия течет река, неиссякаемая, необозримая. Откуда же она берет силы? Это ручейки и маленькие речушки, обгоняя друг друга, собираются вместе, набирают силу и образуют мощный поток. Не в этом ли суть моей профессии? Ученики, не владеющие чтением, счетом, не умеющие правильно и складно говорить, точно высказываться, общаться, различать добро и зло, с помощью учителя постепенно обогащаются знаниями, умениями, приобретают уверенность в себе.
Наблюдая за коллегами, я поняла, что быть настоящим учителем – это талант. Ведь учитель должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Наверное, каждому учителю хочется, чтобы именно его ученик в будущем добился успеха. И, конечно же, каждому учителю приятно, когда именно так и происходит. Но самой главной радостью для учителя является благодарность учеников.
Работая учителем, стараешься часто ощутить, осмыслить, может быть, до сих пор не раскрытую для себя истину: «Кто же ты, педагог? В чем смысл твоего труда?» Учитель, и артист, и художник, и испытатель, и психолог, и исследователь, и дирижер. Трудно и интересно работать, хотя результат своей работы иногда видишь много лет спустя.
Вступая в педагогический мир, я почувствовала себя ребенком, входящим в жизнь, которому надо еще многому научиться. Я стараюсь проявлять к своим ученикам доброе отношение, творчески подходить к своей работе, но этого недостаточно. Необходимо проявлять терпение в ожидании результатов своих педагогических усилий, оставаться оптимистом даже в самых сложных обстоятельствах и не растерять за педагогическую жизнь человеческие качества.
Я надеюсь, что впереди у меня интересная педагогическая жизнь со своими успехами и неудачами, но и я никогда не пожалею о выбранном пути!