Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2010

Учимся играя

Елена Кострюкова ,
учитель начальных классов ГОУ СОШ № 566 г. Москвы

Сказочное лото

Арифметический диктант

Для проверки навыков устного счета учителя начальных классов обычно используют арифметический диктант. Предлагаем этот вид работы провести в игровой форме.

Педагог сообщает детям, что они будут играть в «Сказочное лото», объявляет номер тиража и раздает каждому ученику билет, в котором две игровые карточки с некоторыми числами от 1 до 90. Среди этих чисел есть ответы на задания, которые будет читать учитель. Ученик должен посчитать устно, найти полученное им число в карточке билета и зачеркнуть его. Сколько заданий, столько вычеркнутых чисел должно быть в билете.

Выигрывает тот, кто вычеркнет все числа правильно. Победители получают отметку «5» или приз. Остальные призы могут быть разыграны среди тех учеников, которые неверно вычеркнули одно-два числа, – они получают отметку «4». Другие отметки не ставятся, а учитель желает всем успеха в розыгрыше следующего тиража.

К каждому тиражу составляются новые задания, а к ним – соответствующие билеты.

Не секрет, что далеко не все ученики способны считать устно быстро и правильно. Затруднения и ошибки в выполнении заданий устного счета вызывают у учеников отрицательные эмоции и нежелание заниматься математикой. Проведение арифметического диктанта-игры способствует развитию интереса к математике как к учебному предмету, вызывает положительные эмоции и повышает познавательную активность, что является важным фактором в формировании учебной мотивации.

1-й тираж

 

11

     

54

 

70

 

3

12

 

30

   

67

 

80

   

20

 

40

 

68

   

7

15

 

31

 

50

   

90

   

29

 

45

   

76

 

8

18

         

79

 

1. Увеличить 9 на 6.
2. Уменьшить 13 на 5.
3. Найти сумму чисел 6 и 5.
4. Найти разность чисел 70 и 20.
5. К 70 прибавить 6.
6. От 84 отнять 4.
7. На сколько единиц 60 больше 30?
8. В каком числе 4 десятка и 5 единиц?
9. Какое число следует за числом 69?
10. Какое число предшествует числу 30? И т.д.

2-й тираж

4

   

39

 

53

     

5

 

23

 

40

   

71

 
 

19

 

37

   

67

 

87

6

 

24

 

47

   

75

 
 

12

 

36

 

56

   

89

   

20

 

48

 

69

76

 

1. На сколько единиц 15 больше 9?
2. Увеличить 16 на 4.
3. Уменьшить 30 на 7.
4. Найти сумму чисел 38 и 2.
5. Найти разность чисел 50 и 3.
6. В каком числе 6 десятков и 7 единиц?
7. Какое число следует за числом 88?
8. Какое число предшествует числу 70?
9. Из какого числа надо вычесть 8, чтобы получилось 48?
10. К какому числу прибавили 6 и получили 81?

3-й тираж

2

   

39

 

55

     
 

10

   

40

   

73

 
   

24

 

41

 

68

 

90

9

16

 

30

 

56

 

74

 

6

 

25

   

57

   

80

8

15

 

32

     

76

86

1. Найти частное 12 и 2.
2. Найти произведение 4 и 2.
3. Первый множитель 5, второй множитель 3. Найти произведение.
4. Делимое 18, делитель 2. Найти частное.
5. Найти сумму 24 и 16.
6. Найти разность 50 и 18.
7. На сколько единиц 7 меньше 32?
8. Увеличить 35 на 20.
9. Уменьшить 80 на 6.
10. Сумма 60, первое слагаемое 4. Найти второе слагаемое.
11. Вычитаемое 7, разность 83. Найти уменьшаемое.
12. Уменьшаемое 65, разность 8. Найти вычитаемое.

4-й тираж

6

10

 

30

48

   

72

 
 

12

 

32

   

60

 

87

3

 

27

 

45

   

77

 
 

13

24

   

50

     

8

17

 

35

 

55

   

80

2

 

28

 

42

 

63

 

90

1. 9 увеличить в 3 раза.
2. 7 увеличить на 6.
3. 54 уменьшить в 9 раз.
4. 32 уменьшить на 4.
5. Найти произведение 6 и 5.
6. Найти частное 18 и 6.
7. Найти сумму 8 и 9.
8. Найти разность 40 и 8.
9. На сколько 70 больше 10?
10. Во сколько раз 5 меньше 50?

5-й тираж

5

     

44

 

62

   

6

10

26

   

53

 

70

90

1

 

24

36

   

60

75

 
 

12

29

 

40

 

63

 

80

8

18

 

32

 

55

 

79

 

7

11

27

     

65

   

1. К какому числу надо прибавить 9, чтобы получить 20?
2. Выразить 4 дециметра в сантиметрах.
3. 1 час 15 мин перевести в минуты.
4. 71 уменьшить на 8 единиц.
5. Сколько получится, если взять 3 раза по 9?
6. Сколько метров составляют 100 сантиметров?
7. На сколько единиц 23 меньше 30?
8. Какое число надо вычесть из 90, чтобы получить 82?
9. Найти разность чисел 30 и 6.
10. 56 увеличить на 24 единицы.