Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2010

Система Занкова

Наталья Селюнина ;
Ирина Товпинец

Окружающий мир. Программа И.П. Товпинец

Итоговые контрольные и проверочные работы

Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на одном уроке, чтобы не вызвать утомления детей?– это может привести к снижению качества ответов.
Количество заданий на уроке учитель определяет по собственному усмотрению, создает спокойную доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для их выполнения. В случае необходимости дается дополнительное время, эти случаи фиксируются.
Формулировки заданий учитель записывает на доске или раздает тексты ученикам, зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения работ (расположение ответов, форма записи и пр.).
Звездочкой * отмечены диагностирующие задания. Результат их выполнения не учитывается при выставлении отметки за контрольную работу.

1-й класс

Задание 1

Закончи предложения.

Я (национальность) – ... .
Моя страна – ... .
Столица нашей Родины – ... .

Задание 2

Впиши соответствующий номер в клеточки с названиями частей растения.

1 корень
2 лист
3 цветок
4 стебель
5 земля
6 плод с семенами

Задание 3

В предложениях с правилами безопасности для пешеходов заполни пропуски:

Переходи проезжую часть только при ... сигнале светофора.
Переходи проезжую часть по ... переходу.
Не перебегай дорогу перед ... .

Слова для справок: транспорт, желтый, подземный, человек, машина, пешеходный, водный, зеленый, включенный, воздушный, наземный.

Задание 4*

Соедини линиями нарисованные предметы со словами-понятиями.

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • 4-й уровень – задание выполнено верно (национальность, Россия, Москва);

  • 3-й уровень – даны 2 правильных ответа;

  • 2-й уровень – дан 1 правильный ответ;

  • 1-й уровень – задание не выполнено либо даны 3 неправильных ответа.

Задание 2

  • 4-й уровень – учащиеся правильно указывают номера основных частей растения на рисунке (корень – 5, лист – 3, цветок – 1, стебель – 2, плод с семенами – 4, в клеточке рядом со словом земля нет никакого номера);

  • 3-й уровень – номера основных частей растения указаны верно, но поставлен номер к слову земля;

  • 2-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 1-й уровень – допущены 3–4 ошибки, задание не выполнено.

Задание 3

  • 4-й уровень – задание выполнено верно:

1) Переходи проезжую часть только при зеленом сигнале светофора.
2) Переходи проезжую часть по подземному (наземному) переходу. или: Переходи проезжую часть по пешеходному переходу.
3) Не перебегай дорогу перед транспортом (машиной);

  • 3-й уровень – даны 2 правильных ответа;

  • 2-й уровень – дан 1 правильный ответ;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 4*

  • 4-й уровень – задание выполнено верно: живая природа – яблоня, жук, кошка; растения – яблоня; сделано человеком – ракета; луна и гора не соединены ни с чем;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – допущены 3 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено больше 3 ошибок, задание не выполнено.

 2-й класс

Звезды и планеты

Задание 1

Что ты знаешь о роли Солнца для существования жизни на Земле? Ответ запиши.

Задание 2

Закончи высказывание:

На Земле происходит смена дня и ночи потому, что

Сезонные изменения в природе

Задание 3

а) Напиши, какие изменения происходят в жизни растений зимой.

б) Напиши, какие изменения происходят в жизни животных весной.

Многообразие растений и животных

Задание 4*

Распредели эти растения на группы. Дай название каждой из них. Попробуй найти несколько вариантов группировок.

клевер, крыжовник, кедр, роза, тыква, шиповник, сосна, яблоня

Задание 5

Соедини линиями слова с понятиями.

куница
филин
корова
сом

ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ

ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ

лиса
гусь
кошка
ландыш

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • 4-й уровень – задание выполнено верно: Солнце освещает и согревает нашу планету. Под действием солнечных лучей нагревается поверхность суши и поверхность Мирового океана. От земной поверхности нагревается воздух. Солнечное тепло и свет необходимы всем живым обитателям Земли;

  • 3-й уровень – ответ неполный (например, пропущено: Под действием солнечных лучей нагревается поверхность суши и поверхность Мирового океана. От земной поверхности нагревается воздух);

  • 2-й уровень – в ответах только констатируется без обоснования причинно-следственных связей, что Солнце освещает и согревает (ответ неточный) Землю;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

  • 4-й уровень – задание выполнено верно: На Земле происходит смена дня и ночи потому, что Земля вращается вокруг своей оси и полушария попеременно освещаются солнцем;

  • 3-й уровень – ответ неточный (например, не указано, что Солнце поочередно освещает полушария);

  • 2-й уровень – ответ неполный (например: … потому, что Земля вращается вокруг своей оси);

  • 1-й уровень – ответ неверный.

Задание 3

а)

  • 4-й уровень – на 3–4 примерах охарактеризованы особенности жизнедеятельности растений в связи с изменением погодных условий. Например: Растения зимой находятся в состоянии покоя, на ветках можно увидеть почки. Хвойные деревья остаются зелеными. Зелеными под снегом остаются и некоторые кустарники, например черника, брусника. В земле зимуют семена растений, корневища, луковицы многолетних травянистых растений;

  • 3-й уровень – приведены 2 примера особенностей жизнедеятельности растений в связи с изменением погодных условий. Например: Растения зимой находятся в состоянии покоя, на ветках можно увидеть почки. Хвойные деревья остаются зелеными;

  • 2-й уровень – приведен 1 пример особенностей жизнедеятельности растений;

  • 1-й уровень – допущены фактические ошибки, задание не выполнено.

б)

  • 4-й уровень – на 4–5 примерах охарактеризованы особенности жизнедеятельности животных в связи с изменением погодных условий. Например: После зимней спячки просыпаются бурый медведь, бурундук, еж, пресмыкающиеся, насекомые. У большинства животных весной рождаются детеныши. Весной звери линяют – меняют теплую шерсть на менее густую. У некоторых животных и птиц – зайца, белки, куропатки – изменяется окраска, чтобы они могли быть менее заметными после таяния снега. Возвращаются перелетные и кочующие птицы. Птицы вьют гнезда и выводят птенцов;

  • 3-й уровень – приведены 2–3 примера особенностей жизнедеятельности животных в связи с изменением погодных условий;

  • 2-й уровень – приведен 1 пример;

  • 1-й уровень – допущены фактические ошибки, задание не выполнено.

Задание 4*

  • 4-й уровень – учащиеся предлагают 3 варианта группировки, группы составлены верно. Возможные классификации:

а) деревья (кедр, сосна, яблоня), кустарники (крыжовник, роза, шиповник), травянистые растения (клевер, тыква);
б) хвойные растения (сосна, кедр) и цветковые растения (яблоня, крыжовник, роза, шиповник, клевер, тыква);
в) культурные растения (яблоня, крыжовник, роза, тыква) и дикорастущие растения (кедр, сосна, яблоня, шиповник, клевер);
г) однолетние растения (тыква) и многолетние растения (клевер, кедр, сосна, яблоня, крыжовник, роза, шиповник);

  • 3-й уровень – даны 2 варианта группировки, группы составлены верно;

  • 2-й уровень – дан 1 вариант группировки, группы составлены верно, либо даны 2 варианта, в группах допущены 1–2 ошибки;

  • 1-й уровень – допущены ошибки в группировке, задание не выполнено.

Задание 5

  • 4-й уровень – понятия соединены верно; там, где возможно, указаны 2 варианта связи понятий (кошка, корова – домашние животные; куница, филин, сом и лиса – дикие животные; гусь может быть и диким, и домашним – слово соединено с двумя понятиями);

  • 3-й уровень – понятия соединены верно, слово гусь соединено только с понятием домашние животные или только с понятием дикие животные, ландыш не соединен ни с каким понятием;

  • 2-й уровень – допущены 1– 2 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено или выполнено с 3 и более ошибками.

3-й класс

 Тела и вещества

Задание 1

Заполни таблицу.

Тела природного происхождения

Тела неприродного происхождения

1

2

3

4

5

Вода и воздух в природе

Задание 2

В каких формах встречается вода в твердом состоянии?

Задание 3

Запиши или нарисуй, как происходит круговорот воды в природе.

Задание 4

Подчеркни свойства воздуха.

бесцветный, текучий, прозрачный,
упругий, безвкусный,
без запаха, сжимаемый,
кипит при температуре +100°С

К чему относятся свойства, которые не подчеркнуты?

Полезные ископаемые

Задание 5*

На какие группы можно распределить полезные ископаемые? Дай название каждой группе:

нефть, торф, гранит, медный колчедан, природный газ, железная руда, песок, бокситы, каменный уголь, известняк

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • 4-й уровень – таблица заполнена полностью: учащиеся правильно приводят примеры тел природного (любые растения, животные, тела неживой природы) и неприродного (любые предметы, сооружения и механизмы, сделанные человеком) происхождения;

  • 3-й уровень – учащиеся правильно приводят 2–3 примера тел природного и неприродного происхождения;

  • 2-й уровень – в ответах имеются 1–2 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

  • 4-й уровень – учащиеся приводят 5 и более примеров.

  • Могут быть указаны: снежинки, многолетняя мерзлота, иней, лед на поверхности пресных водоемов (рек, озер), изморозь, град, горные ледники, перистые облака (состоят из кристаллов льда), сосульки, узоры на стекле, айсберги;

  • 3-й уровень – названы лед, снег, иней, град;

  • 2-й уровень – назван один пример – лед;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 3

  • 4-й уровень – учащиеся записывают или зарисовывают явления круговорота воды в природе с любого этапа (выпадение осадков – впитывание и сток в водоемы – испарение – образование и перемещение облаков);

  • 3-й уровень – недостаточно полно охарактеризовано явление круговорота воды в природе (например, пропущены явления впитывания в почву или перемещения облаков);

  • 2-й уровень – в ответах не раскрыта или нарушена последовательность этапов круговорота воды в природе;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 4

  • 4-й уровень – правильно указаны 6 свойств воздуха (бесцветный, прозрачный, упругий, безвкусный, без запаха, сжимаемый); остальные свойства (кипит при +100°С, текучий) относятся к воде;

  • 3-й уровень – правильно указано более половины свойств воздуха;

  • 2-й уровень – правильно указано менее половины свойств воздуха;

  • 1-й уровень – допущены ошибки, задание не выполнено.

Задание 5*

  • 4-й уровень: учащиеся правильно делят полезные ископаемые на 3 группы и дают им названия:

топливные (горючие): нефть, торф, природный газ, каменный уголь;
строительные: гранит, песок, известняк;
рудные: медный колчедан, железная руда, песок, бокситы;

  • 3-й уровень – 3 группы указаны верно, допущены 1–2 ошибки в распределении полезных ископаемых по группам;

  • 2-й уровень – верно указаны названия 2 групп;

  • 1-й уровень – названия групп не указаны или указаны неверно, задание не выполнено.

4-й класс

Наша страна – Россия. Россия на карте

Задание 1

Определи по Физической карте России, по каким морям и океанам проходит морская граница России. Напиши их названия.

Природные зоны

Задание 2

Подчеркни, какие природные зоны находятся на территории России.

арктическая пустыня, субтропический лес, тундра, полупустыня, лесотундра, саванна, лесная зона, степь, тайга, лесостепь, области высотной поясности, пустыня, тропический лес

Задание 3*

Напиши о природных богатствах своего края.

Уроки истории

Задание 4

Заполни таблицу.

1) Используй даты: 1380 г., 1703 г., 1812 г., 1240 г., 1941–1945 гг., 2000 г., 1147 г., 1961 г., 988 г.

2) Укажи век.

3) Представь, что ты располагаешь события на ленте времени. Расставь их порядковые номера от происшедших ранее к происшедшим позже.

Событие

год

век

Первое письменное упоминание о Москве

     

Бородинское сражение

     

Первый полет человека в космос

     

Великая Отечественная война

     

Куликовская битва

     

Основание Санкт-Петербурга

 

   

Крещение Руси

 

   

Ледовое побоище

     

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • 4-й уровень – правильно указаны названия 3 океанов (Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический), 4–5 морей (Охотское, Берингово, Чукотское, Баренцево, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское);

  • 3-й уровень – правильно указаны названия 2 океанов, 2–3 морей;

  • 2-й уровень – задание выполнено с ошибками;

  • 1-й уровень – учащиеся испытывают затруднения при самостоятельном получении информации в работе с картой, нуждаются в помощи.

Задание 2

  • 4-й уровень – верно подчеркнуты основные природные зоны (арктическая пустыня, тундра, лесная зона, степь). При работе с картой учащиеся могут подчеркнуть также лесотундру, тайгу, области высотной поясности, лесостепь, полупустыни, но отсутствие этих названий не считается ошибкой;

  • 3-й уровень – ответ неполный, названы 3–4 природные зоны;

  • 2-й уровень – названы 1–2 природные зоны, допущены ошибки;

  • 1-й уровень – учащиеся испытывают затруднения при самостоятельном получении информации в работе с картой, нуждаются в помощи.

Задание 3*

  • 4-й уровень – учащиеся дают разностороннюю характеристику природных богатств своего края. Например, помимо полезных ископаемых могут быть названы лесные, водные, ресурсы, минеральные источники, пушной и рыбный промыслы и т.п.;

  • 3-й  уровень – ответы неполные: названы, например, только полезные ископаемые;

  • 2-й уровень – задание выполнено с ошибками;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 4

  • 4-й уровень – задание выполнено верно:

Событие

год

век

Первое письменное упоминание о Москве

1147

XII

2

Бородинское сражение

1812

XIX

6

Первый полет человека в космос

1961

XX

8

Великая Отечественная война

1941–1945

XX

7

Куликовская битва

1380

XIV

4

Основание Санкт-Петербурга

1703

XVIII

5

Крещение Руси

988

X

1

Ледовое побоище

1240

XIII

3

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – допущены 3–4 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено 5 и более ошибок.