Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2010

Я иду на урок

Наталья Юшкевич ,
учитель МОУ СОШ № 5, п. Ключи, Камчатская обл.

Велосипед

Окружающий мир. 3-й класс

Тема. «Велосипед как средство здорового образа жизни».

Цели. Приобщать школьников к проблеме сохранения своего здоровья; составить Кодекс юного велосипедиста на основе имеющихся знаний и жизненного опыта; повторить Правила дорожного движения, изученные в 1-м классе; учить детей использовать на практике полученные знания; развивать творческое мышление, воображение, память, смекалку, речь; воспитывать ответственность за собственное здоровье.

Учебные материалы. Конверты с заданиями; клей; карточки; загадки; дорожные знаки; цветы; шары; велосипеды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступительная часть

Учитель. Добрый день, юные друзья и уважаемые гости! Предлагаю вам принять участие в деловой игре. Тема игры: «Велосипед – не только средство передвижения, но и средство здорового образа жизни».

В игре принимают участие три команды. Подсчет правильных ответов будет вести счетная комиссия в составе четырех человек.

Сегодня наша задача – написать и утвердить Кодекс юного велосипедиста. Активным участникам игры, давшим наибольшее количество правильных ответов, будет предоставлено почетное право подписаться на составленном документе. Они получат высшую отметку.

Но сначала нам предстоит уточнить три момента:

  • Что такое кодекс?

  • Что такое здоровый образ жизни?

  • Почему велосипед является средством здорового образа жизни?

Команда 1 работает со словарем; команды 2 и 3 устно рассуждают, выступает представитель от каждой команды. Задания командам написаны на карточках и помещены в конверт № 1.

Статья опубликована при поддержке компании "Vertex". Бизнес-тренинги в Санкт-Петербурге - как нанимать менеджеров по продажам, как продавать дороже конкурентов, управление и развитие отдела продаж, как получать максимум за столом переговоров, эффективное управление, манипуляции и презентации в продажах и многое другое. Подробную информацию Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://vertexglobal.ru.

Задания

Команда 1. Что такое кодекс? Найдите в толковом словаре значение этого слова.

Команда 2. Что такое здоровый образ жизни?

Инструкция

1. О чем необходимо заботиться с раннего детства?
2. Что не купишь ни за какие деньги?

Команда 3. Почему велосипед является средством здорового образа жизни?

Инструкция

1. Почему люди ездят на велосипеде?
2. Какие части тела укрепляет езда на велосипеде?

После выступления представителя от каждой команды учитель подводит итог.

У. Езда на велосипеде укрепляет мышцы и позвоночник, а также улучшает работу сердца, удлиняет продолжительность жизни человека при условии соблюдения всех правил езды.

А еще велосипед является экологически чистым видом транспорта и, по статистике ООН, – одним из самых распространенных. Только в Японии и Китае, по данным последних лет, 120 млн педальных машин. А всего на Земле 400–500 млн велосипедов. Это намного больше, чем легковых автомобилей.

Каждый человек с раннего детства должен заботиться о своем здоровье. Здоровье позволяет нам интересно жить и лучше учиться. Поэтому вас учат вести здоровый образ жизни. Сегодня о пользе физкультуры и закаливания знает каждый.

Наступило время игры. Что прежде всего должен знать велосипедист? Нам поможет ответить на этот вопрос правильно выполненное задание.

II. Что мы знаем о велосипеде?

Ученики рассказывают о том, что им известно о велосипедах. Затем они получают конверт № 2 с заданиями.

Задания

Команда 1. Составьте рассказ о трехколесном велосипеде.
Команда 2. Составьте рассказ о велосипеде «Школьник».
Команда 3. Наклейте на лист карточки из конверта с деталями спортивного велосипеда. Составьте рассказ о спортивном велосипеде.

План (для всех команд)

1. Устройство вашего велосипеда.
2. С какого возраста можно управлять этим велосипедом?

После выступления и обсуждения в Кодекс записывают: возраст (указывается возраст велосипедиста для каждого вида спортивной машины).

III. Правила езды на велосипеде

У. Чтобы избежать неприятностей и травм во время езды на велосипеде, вам предстоит выполнить еще несколько практических заданий и составить правила езды на велосипеде.
Учитель достает конверт № 3.

Задания

Команда 1. Подберите одежду для велосипедиста. Объясните свой выбор. (В конверте – рисованные куклы девочек и мальчиков и различные виды одежды.)
Команда 2. Велосипедист – ваш ровесник. Выберите для него места катания. (В конверте – карточки со словами: стадион, сквер, дорога, тротуар, двор.)
Команда 3. Из этих дорожных знаков выберите те, которые предназначены велосипедистам. Дайте их характеристику. (В конверте – знаки: «Движение велосипедов запрещено», «Велосипедная дорожка», «Движение запрещено».)

После обсуждения в Кодекс записывают: одевайся (и наклеивают человечков в соответствующей одежде), катайся (и наклеивают карточки со словами: стадион, парк, сквер, двор), выучи (и наклеивают карточки с дорожными знаками).

IV. Игровые ситуации

У. Итак, мы составили четыре правила для велосипедиста. Но в жизни бывают разные ситуации, и, оказавшись в них, надо уметь находить правильное решение.

Учитель достает конверт № 4.

www.photosight.ru

Задания

Команда 1. Вы катаетесь на велосипеде и увидели друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: «Езжай сюда, будем кататься в моем дворе!» Ваши действия? Объясните их.

Дети. Езда по дороге и пересечение дорог запрещаются.

Команда 2. Вы катаетесь на велосипеде. К вам подходит ваш одноклассник и просит: «Покатай меня, пожалуйста, на велосипеде!» Ваш ответ? Ваши действия? Объясните их.

Д. Перевозка пассажиров запрещается.

Команда 3. Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать свое мастерство и отпустил руки с руля, снял с педалей ноги. Чем может закончиться такая езда?

Дети отвечают. После обсуждения в Кодексе записывают:

Запрещаются:

  • перевозка пассажиров;

  • езда по дороге и пересечение дорог;

  • езда с отпущенными с руля и педалей руками и ногами.

У. Сегодня мы написали Кодекс юного велосипедиста. А сейчас утвердим его голосованием, опираясь на ваши знания и жизненный опыт.

После голосования слово предоставляется счетной комиссии.

– Этот Кодекс надо знать
И законы соблюдать,
И тогда велосипед
Не принесет здоровью вред!

V. Остановка «Игровая»

У. Предлагаю вам отдохнуть и сыграть в игру «Это я, это я, это все мои друзья!». Я читаю вопрос, а вы, если так делаете, отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?

Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?

Знает кто, что красный свет
Означает: хода нет?

Знает кто, что свет зеленый
Означает: путь открыт?

Желтый свет, когда горит,
Нам «Внимание!» говорит.

VI. Остановка «И что нам горе, когда пословиц море!»

У. Это конкурс пословиц о здоровье. Наши участники готовились к этому конкурсу, они искали пословицы о здоровье.

Сейчас в течение трех минут поочередно игроки из каждой команды будут громко называть найденные ими пословицы о здоровье. За каждую пословицу команда получает одно очко.

VII. Повторение пройденного за год

У. Кто же следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог?

Д. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

У. Это особые подразделения работников милиции – людей зорких и внимательных. Они следят за порядком на дорогах нашей страны, берегут жизнь и здоровье людей.

На доске – изображение инспектора и машины ГИБДД.

– Вот он, самый главный человек на дороге – инспектор ГИБДД. Посмотрите, как он одет. Даже костюм помогает ему регулировать движение. Непромокаемая куртка, защитный шлем, белый пояс, полосатые нарукавники, а в руках – полосатый жезл. Полоски не простые: в темноте они светятся. Это для того, чтобы водители и ночью видели инспектора.
Есть у него и радиотелефон, чтобы разговаривать с другими автоинспекторами.
А вот и машина, которая все видит и все слышит. Для этого у нее есть самые разные приспособления. Командам, подаваемым машиной ГИБДД, должны подчиняться все водители и пешеходы. Послушайте стихотворение.

Подготовленный ученик читает стихотворение «Скверная история»:

www.photosight.ru

Движеньем полон город –
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.

Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя –
Хвастун и озорник.

Волнуются шоферы,
Во все гудки гудят,
Колеса и моторы
Остановить хотят.

Свернул водитель круто,
Вспотел, как никогда:
Еще б одна минута –
Случилась бы беда.

– О чем говорится в стихотворении? Почему оно называется «Скверная история?»

Д. С Петей чуть не случилась беда, потому что он не соблюдал Правила дорожного движения.

У. Что такое Правила дорожного движения и для чего они нужны?

Дети отвечают.

– Начинаем разговор
Про трехглазый...

Д. Светофор.

Выходит Светофор.

Светофор. Скажите, почему меня так назвали?

Выслушиваются ответы детей.

– Слово это состоит из двух частей: свет и фор. Свет и есть свет, а фор? Слово фор произошло от греческого слова форос, что означает несущий или носитель. А все вместе – светофор – значит «носитель света, несущий свет». Светофор несет свет, причем трех разных цветов. Каких?

Д. Красного, желтого, зеленого.

Светофор. А кто знает, почему для светофора были выбраны три цвета: красный, желтый, зеленый?

Дети отвечают.

– Для запрещающего сигнала красный цвет взяли потому, что он хорошо виден и днем, и ночью. Такой сигнал не меняет цвета даже в туман.
Зеленый виден несколько хуже, но зато его нельзя спутать с красным.
А желтый цвет в радуге как раз между ними.

Каждая команда раскрашивает свой светофор.

У. Через улицу, словно мостик, перекинут пешеходный переход. Полосатую дорожку пешеходного перехода расстилают поперек улицы там, где нет светофора. Водитель, еще издали заметив такую «зебру», убавит скорость, притормозит: иди спокойно, пешеход!
Вот и подошел к концу наш праздник. Давайте посмотрим, с какими результатами мы закончили его.

Жюри подводит итоги.