Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2010

Учителю на заметку

Наталья Сечина ,
учитель МОУ СОШ № 3 г. Крымска Краснодарского края

По тропинкам лета

Приближаются летние каникулы, а значит, и отдых наших учеников в лагерях, на летних площадках. Наша задача – увлечь детей познавательной деятельностью, чтобы время прошло с пользой. Помня о психологических особенностях младших школьников, нужно сделать их познавательную деятельность эмоционально окрашенной, доступной по изложению, красочно оформленной, придать ей элементы занимательности.
Все это предлагается в разработке игры-путешествия, цель которой: расширить и углубить знания о лесе, о его обитателях, воспитывать заботливое отношение к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Остановка «Вот и лето наступило!»

Ведущий. Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?

Дети. Летом.

В. Назовите летние месяцы.

Д. Июнь, июль, август.

В. Расскажите, как изменилась природа с наступлением лета.

Дети отвечают.

– Приступило к работе Жаркое Лето. «Пусть в моей картине все будет спелым, созревшим», – решило оно. Весь лес расписало Лето сочной зеленью. Деревья во фруктовом саду украсило яблоками и грушами, под кустиками ягоды разбросало, заглянуло на луга и затеяло там веселый сенокос. Смотрит Красное Солнышко и не может налюбоваться картиной лета.

Чтец  1.

Пришел июнь. «Июнь, июнь!» –
В саду щебечут птицы...
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится.

Чтец 2.

Вот и лето подоспело,
Земляника покраснела:
Повернется к солнцу боком —
Вся нальется алым соком.
В поле – красная гвоздика,
Красный клевер... Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом.
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным!

Чтец 3.

Дождик прошел по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как сережки.
Тронешь березку – она встрепенется
И рассмеется, до слез рассмеется.

Дождь прошуршал по зеленому лугу,
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке –
По огонечку, по серебринке.

Чтец 4.

Редеют тучки, тая... полдневная пора;
Стоит, как шар, густая, тяжелая жара.
Прохладой веет с речки. Ребята к ней спешат,
Их крик и смех беспечный во все концы летят.

Чтец 5.

Сверкает в брызгах пламя,
Не молкнет шум и гам,
Бежит вода кругами к зеленым берегам.
И в летний хор согласный сливаются дружней
И говор речки ясной, и звонкий смех детей.

Чтец 6.

Сколько утреннего света за распахнутым окном!
По земле шагает лето, ходит лето босиком.
Сколько ветра и простора!
Сколько песен и цветов!
Даль полей и гул моторов,
Эхо ранних поездов.
Сколько лета, сколько солнца,
Сколько зелени кругом!
Вместе с птицами проснемся,
Вместе с птицами споем.

Чтец 7.

Очень славно пахнет лето:
Травкой, солнцем разогретой,
Алой сладкою клубникой
И степною ежевикой,
Терпкой, сочною листвой,
Пряной скошенной травой,
Робким дождиком грибным
И укропом молодым.
Ну, а главное не в этом!
Самый главный запах лета
Ты услышишь за станицей,
В поле зреющей пшеницы.

Чтец 8.

Хорошо, что снова лето, снова солнце высоко,
Что вода в пруду нагрета, как парное молоко.
Хорошо, что рожь густая голубую пьет росу,
Что встречают птичьи стаи нас и в поле, и в лесу.

Чтец 9.

Собираем в августе урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
Солнце над просторными нивами стоит,
И подсолнух зернами черными набит.

Азбука народной мудрости

  • Если летом солнце восходит в тумане, днем будет тихо и душно.

  • Во время восхода солнца стоит духота – вечером будет дождь.

  • Воробьи летают кучами – к сухой и ясной погоде.

  • Подул горячий ветер – к дождю.

  • Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.

  • Тихая светлая ночь без росы – жди дождя.

  • Венцы вокруг солнца – к дождю.

  • Стрижи низко летают – дождь предвещают.

  • Цветы перед дождем пахнут сильней.

Творческая работа

Придумать рисунок к одной из примет, которая особенно запомнилась.

Остановка «Царство пернатых»

В. 

Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого червяк боится?
Угадали? Это ...

Д. Птица.

В. Сегодня мы вспомним много интересного о птицах. Отгадайте загадки:

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова.)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)

–  Что интересного вы можете рассказать об этих птицах?

Дети рассказывают.

Викторина

1. Какая птица выше всех летает? (Орел.)
2. Какая птица самая маленькая в нашей стране? (Королек.)
3. А какая самая большая в мире? (Страус.)
4. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одна и та же.)
5. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
6. Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда у них появляются гусята.)
7. Какую из лесных птиц зовут и лесной кошкой, и лесной флейтой? (Иволгу – она издает такие звуки.)
8. У какой птицы птенцы появляются зимой? (У клеста.)
9. Какую птицу называют водяным воробьем? (Оляпку.)
10. Почему в лесу нельзя громко кричать? (Июнь – месяц тишины: птицы сидят на гнездах.)

Инсценировка песни «Веселые гуси».

Знаешь ли ты пословицы?

В. Вспомните пословицы, в которых упоминаются синица, воробей, кулик. Объясните их смысл.

Д. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Всяк кулик хвалит свое болото.

Конкурс на лучшее знание сказок

В. Вспомните названия сказок, героями которых являются птицы. Кто их авторы?

Д. Галчонок из книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот».
– Попугай из книги Г. Остера «Зарядка для хвоста».
– Соловей из книги Г. Андерсена «Соловей».
– Гусь из книги С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
– Петушок из книги А. Пушкина «Сказка о золотом петушке».
– Ворон и ворона из книги Г. Андерсена «Снежная Королева».
– Сова из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».
– Ласточка из книги Х.К. Андерсена «Дюймовочка».
– Жар-птица из книги П. Ершова «Конек-горбунок».
– Воробей из книги К. Чуковского «Тараканище».
– Утенок из книги Х.К. Андерсена «Гадкий утенок».

А вы знаете, что....

  • Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит, одна сова спасет в год 1 т хлеба.

  • Кукушка за 1 ч съедает 100 гусениц.

Экологическая ситуация

В. Вы гуляли по лесу и на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Для чего надо беречь птиц? Нарисуйте плакаты с запрещающими знаками. Где бы вы повесили эти плакаты?

Остановка «Царство растений»

В. Сегодня мы отправляемся путешествовать по лесным тропинкам. В лесу очень много тайн. И только тот откроет чудеса, кто умеет наблюдать, быть внимательным.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?

Д. Это зеленый наряд нашей планеты. Лес дает чистый воздух. Лес – дом для зверей и птиц. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары – орехи, ягоды, грибы.

Конкурс «Цветочная поляна»

В. Наступило лето, и на смену весенним цветам приходят летние. Какие лесные цветы вы знаете? Отгадайте загадки:

На высокой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял шапку-шар. (Одуванчик.)

Вечно сумрачно под елью,
Пахнет сыростью и прелью.
Под ее лохматой лапой
Светят беленькие лампы. (Ландыши.)

На одном растении – голубые, синие, фиолетовые цветочки. (Медуница.)

Игра «Кто быстрее»

В. Разделите названия цветов на две группы: лесные и полевые.

василек, ромашка, подснежник, фиалка, мак, ландыш

– Кто знает, какие из этих растений лекарственные?

Д. Ромашка. Ее применяют при простуде и кашле. Отвар ромашки на ночь помогает заснуть – сон будет крепкий и спокойный.

– Ландыш. Из него делают капли, которые успокаивают сильное сердцебиение.

Игра «Для самых внимательных»

В. Перед вами рисунки лесных цветов. Цветут они в разное время. Попробуйте определить, когда: весной, летом, осенью.

первоцвет (в.), лесная гвоздика (л.), подснежник (в.), ромашка (л.), бессмертник (о.), колокольчик (л.), зверобой (л.), фиалка (в.), голубая пролеска (в.), мать-и-мачеха (в.), сон-трава (в.), вереск (о.), медуница (в.)

Конкурс «Ягодка-малинка»

В. Когда в лесу поспевают ягоды, готовь лукошко побольше. О каких ягодах пойдет речь?
– Ел медведь в тайге бруснику, костянику, веселику. Какая из этих ягод не существует? (Веселика.)
– Какие ягоды можно собирать зимой? (Рябину, шиповник, калину, кизил.)
– Чай, заваренный с этой ягодой, ароматный, густой, вкусный и полезный для здоровья. (Шиповник.)
– Две сестры летом зелены, а к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина.)
– Названия каких ягод соответствуют своему цвету? (Голубика, черника.)
– Вечнозеленое растение, оно и под снегом остается зеленым. И ягодам тоже ни мороз, ни снег не страшны. Они такие же красные и вкусные. (Брусника.)

Конкурс «Трава-мурава»

В. В лесу очень много травы, а вот о какой пойдет сейчас речь, вы узнаете.

– Я шарик колючий, ко всем пристаю,
Расту при дороге, у всех на виду.
Задеть меня платьем прохожий боится.
Нельзя ли хоть с вами, друзья, подружиться? (Репей.)

– Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит. (Крапива.)

– Какое растение получило название из-за своих листьев: снаружи – темных, гладких, холодных, а изнутри – теплых, мягких, нежных? (Мать-и-мачеха.)

– Что за доктор Айболит
У дороги все сидит? (Подорожник.)

– Настойку из этого растения очень любят кошки, ее еще называют кошачьей травой. (Валериана.)

–  Какие из этих трав лечебные? Что вы можете о них рассказать?

Конкурс «Дедушка Дерево»

В. Какие деревья растут в лесу? Как называются различные леса? Выслушайте их описания и назовите.
– Большой участок леса, а на нем сплошь березы растут. Как называется такой лес? (Березовая роща.)
– В этом лесу всегда полумрак. Раскидистые плотные ветви елей не пропускают солнечного света. Этот лес называют ... (ельником).
– Ого, а у этих деревьев даже верхушек не видать. Маленькие сосенки изо всех сил наперегонки тянутся вверх – к свету. Вот почему в этом лесу все деревья высокие, стройные. Если посмотреть вверх – будто колонны стоят, а на них ковер наброшен. Как называется этот лес? (Сосновый бор.)
– А вот раскинул могучие ветви лесной великан. Дуб – один из лесных долгожителей. Живет он до двух тысяч лет. Желуди – любимое лакомство многих животных. Лес, в котором растут дубы, называют ... (дубравой).

Это интересно

В. Раньше на Руси все делали из дерева: дома, укрепления, сараи, бани, колодцы, лодки, корабли, мебель. Хорошие мастера были на Руси, они могли из дерева «сплести кружева» – украшения домов. Из дерева делали деревянную посуду, инструменты (грабли, рубанки, плуги, бороны), телеги, сани, иконы, обувь (лапти из коры), бочки, из березовой коры делали туески (бидончики) для сбора ягод и хранения меда. Вода в туесках долго не портится и остается холодной. Из дерева делали музыкальные инструменты (балалайки, дудки, рожки), игрушки, шкатулки. На Руси были построены часовни, церкви целиком из дерева, без единого гвоздя.

Правила поведения в лесу

В. Для того чтобы на земле шумели леса, расцветали цветы, пели птицы, надо беречь природу. Это под силу и взрослым, и детям. Сохранность природы зависит от каждого из нас. Сейчас мы составим правила поведения в лесу и нарисуем экологические знаки. (На листе ватмана дети записывают правила и рисуют знаки, призывающие беречь природу.)

Правило друзей леса: много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Экологическая ситуация

В. На лесной полянке вы увидели ярко цветущие растения. Как вы поступите?

Выслушиваются ответы детей.

Творческая работа

1. Расскажи, что ты видел в лесу.
2. Придумай диалог растений: «В одно удивительное утро разговорились растения между собой...»
3. Нарисуй то, что тебе особенно понравилось в лесном путешествии.

Остановка «Царство грибов»

Чтец 10.

Какой денек хороший: солнечно, тепло!
Берем с тобой лукошко –
и скорее в путь-дорожку.
Идем тропинкой узкой, потом свернули в лес,
Туда, где сосны рослые касаются небес,
Где сказки шепчут ели, березы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.

В. В нашем путешествии мы встретимся с интересными растениями. Отгадайте, какими?

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Грибы.)

Викторина

– Какой гриб считается самым ценным? Почему он назван белым? (Боровик. Сломанная ножка у него не темнеет, остается белой.)
– Шляпки каких грибов в любую погоду влажные? (Маслята.)
– Вспомните грибы, названия которых произошли от названий деревьев. (Подосиновик, подберезовик, дубовик.)
– Какие грибы называют рыжими сестричками? (Лисички.)
– Какие грибы лечат? (Чага. Этот гриб растет на березах. Им лечат язву желудка, некоторые опухоли.)

Узнай по описанию

– Этот гриб появляется в августе, растет во мху под елкой. Он звонче всех хрустит в засолке. Растут эти грибы кучами – грудами, откуда и пошло их название. (Груздь.)
– Я самый красивый, самый добрый, самый полезный. Красивый я потому, что ножка у меня тонкая, стройная. На ней резная салфеточка, а уж о шляпке и говорить нечего: она у меня красная, с белыми точками. Добрый я потому, что лечу лосей, а полезный – потому что отгоняю мух. Вот я какой замечательный! (Мухомор.)
– Живут эти грибы на пнях большой семьей. Иногда можно сразу собрать целое лукошко этого семейства. (Опята.)

Это интересно

В. Отгадайте, что за гриб?

Вдоль лесных дорожек много белых ножек,
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Собирай, не мешкай, это ... (сыроежки).

Свое название они получили за то, что при засолке уже через сутки готовы к употреблению. Мир грибов удивителен. Формой, цветом поражают они. Но среди огромного мира грибов самые разноцветные – сыроежки. В лесу сыроежки выбирают красивые места. Словно разноцветное конфетти, рассыпаны крошечные сыроежки среди старых еловых иголок. На болоте, на зеленом моховом ковре стоят крепенькие желтые, малиновые, коричневые грибы. Растут сыроежки повсюду: в хвойных и лиственных лесах, на болотах.

Чтец 11.

Я пойду поутру,
В травяных низинах
Сыроежек наберу
Полную корзину
Разноцветных, молодых,
Самых-самых разных:
Под дубами – голубых,
Под сосною – красных,
А под кленами – зеленых,
Под осиной – синих.
Пусть грибов не дорогих,
Но зато красивых!

Игра «Будь внимательным»

В. Послушайте внимательно стихотворение и назовите грибы в том порядке, в каком они были названы.

Чтец 12.

Разноцветные поганки сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной, их обходим стороной.
Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.
Не пойдем на косогор – нам не нужен мухомор.
Рядышком с иголками рыжики под елками –
Ни малы, ни велики и лежат, как пятаки.
А во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко.
Это груздь – надо взять,
А за ним еще штук пять.
Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке
Подосиновиком звать –
И его придется взять.
Вот и гриб боровик!
И красив он, и велик,
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.

А вы знаете, что...

  • Белка заготовляет на зиму до 600 г сухих грибов.

  • Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4–5 см в сутки.

  • Каждый год на гектар леса падает свыше 2 т хвои, листьев, шишек, коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.

Грибные частушки

Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир.
Посмотрев, опенок ахнул:
Настоящий командир!

Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду – старичок.
Удивил грибок меня:
– Возраст мой – всего два дня!

Не играйте вы, опятки,
Дотемна с Ванюшей в прятки,
Окажите Ване честь –
В кузовке местечко есть!

Викторина

  • Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы. По питательности наиболее ценны белые и шампиньоны.)

  • Может ли гриб съесть дом? (Может. Это домовый гриб, который разрушает древесину.)

  • Какие птицы едят грибы? (Глухари.)

  • Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)

Остановка «Царство зверей»

В. Лес – большой дом. Кто в нем живет? Сегодня мы отправляемся в чащу леса и узнаем о его обитателях. Отгадайте о них загадки:

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса! А зовут ее... (лиса).

Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Видеть, знайте: это ... (лось).

Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады отважный ... (еж).

В сосне – дупло, в дупле – тепло.
А кто в дупле живет в тепле? (Белка.)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он –
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан –
Очень грозен был ... (кабан).

Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит ... (рысь).

Конкурс «Поразмыслим не спеша»

  • У кого когти самые сильные?

– У медведя;
у муравьеда;
– у льва.

(Муравьед раздирает когтями деревья, разрушает термитники, роет землю, рвет корни.)

  • Зачем звери раны зализывают?

– Чтобы быстрее заживали;
– чтобы скорее прошла боль;
– с гигиенической целью.

(Слюна убивает микроорганизмы и раны быстрее заживают. В слюне обнаружен белок, который стимулирует размножение клеток кожи.)

  • Зачем белке пушистый хвост?

– Чтобы согреваться;
– чтобы заметать следы;
– для красоты.

(В сильные морозы белка своим хвостом закрывает вход в дупло, и ей не страшны вьюги.)

  • Зачем зайцу большие уши?

– Чтобы лучше слышать;
– чтобы не перегреться;
– чтобы тормозить на поворотах.

(Чтобы не перегреться. Заяц ими потеет. Сидит заяц в летний день под кустом, и ему совсем пить не хочется. Лишнее тепло улетучивается через большие тонкие заячьи уши.)

Фотовикторина «Узнай по портрету»

Для викторины надо подобрать необычные картинки животных.

Конкурс «Живые синонимы»

В. Вспомните, как и о ком у нас говорят в народе?

злой, как... (волк)
хитрый, как... (лиса)
трусливый, как... (заяц)
тихий, как... (мышь)
косолапый, как... (медведь)
быстрый, как... (олень)
плюется, как... (верблюд)
визжит, как... (поросенок)

Подвижная игра «У медведя во бору»

Выбирается водящий – медведь, остальные – грибники. Дети подходят к медведю со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь не спит, все на нас рычит».

Грибники убегают, медведь их догоняет.

Конкурс «Литературная викторина»

В. Назовите произведения, в которых герои – звери.

Игра «Растения – животные»

В. Продолжите названия растений:

волчье (лыко)
львиный (зев)
медвежье (ушко)
гусиные (лапки)
верблюжья (колючка)
заячья (капуста)
мышиный (горошек)
конский (каштан, щавель)

Творческая работа «Угадай, кто это?»

За несколько минут каждая группа учащихся составляет рассказ о животном, не называя его. Команда-соперница должна отгадать, о ком идет речь.

Правила поведения в природе

В. Давайте еще раз повторим правила, которые должен соблюдать каждый человек.

Обсуждаются различные ситуации, которые могут произойти.

Это называется природа

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь...
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить...
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым...
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Прекрасный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда...
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!

Подводятся итоги игры.