Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2010

Учимся играя

Аида Слинкина ,
учитель МОУ СОШ № 3, г. Салехард

К знаниям – через игру

В современной начальной школе особо остро встает вопрос формирования устойчивого интереса к русскому языку. Одним из путей решения проблемы видится организация внеклассных занятий по этому предмету начиная с первого класса.

Изучение лингвистических интересов детей свидетельствует о том, как велико их желание узнать больше о языке, при этом вопросы типа «Кто придумал язык?», «Как люди научились говорить?» стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и отражают любознательность ребят вообще. Именно это является благодатной почвой для пробуждения интереса к русскому языку, к проблемам языкознания и позволяет учителю воспитывать любовь к словесности, к родной речи. Но рамки урока не всегда позволяют ответить на все вопросы, показать богатство и раскрыть секреты русского языка. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия. Однако задачи внеклассной работы намного шире: способствовать развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников.

Игра «В мире слов» рассчитана на работу с первоклассниками, которые учатся читать и писать: предлагаются задания, связанные с выбором и заменой букв, делением слов на слоги, различные упражнения с разрезной азбукой. Большое место занимают подвижные игры, декламации, инсценировки, импровизированные представления. «Сказочное начало» предваряет строго научное изложение материала. Занимательная форма подачи научных сведений призвана пробудить интерес детей к языку, облегчить восприятие лингвистических тем. Постепенно работа со словом усложняется. Все большее место отводится беседе, научному комментированию языковых фактов. Вводятся даже лекции в исполнении сказочных персонажей.

К тайнам звуков и букв

В этой игре ребята узнают об особых обязанностях звуков речи и откроют их секреты.

Алфавит. Внимание! Нам прислали телеграмму. Вот что в ней написано:
«Всем первоклассникам, всем, всем! Югославский писатель Душан Радович ищет матросов для корабля «Сангл-бангл-тингл-таг». Что это за корабль, мы узнаем, когда прочитаем стихотворение этого писателя.

Дети, вы слышали о корабле,
Самом прекрасном на всей земле?
Этот корабль называется так:
«Сангл-бангл-тингл-таг».
Спешите, спешите узнать поскорей
Строгий приказ Министерства морей:
«Матросом на борт поднимается тот,
Кто быстро название произнесет».
Ребята! Внимание! Каждый из вас
Может попробовать хоть сейчас.
Только учтите: совсем не пустяк
Сказать без запинки
«Сангл-бангл-тингл-таг».
Кто сможет сказать
«Сангл-бангл-тингл-таг»,
Тот может поднять
Корабельный флаг,
Может прямо в Африку плыть,
Может даже трубку курить
И важничать, как заправский моряк,
На корабле «Сангл-бангл-тингл-таг».

(Д. Радович)

Дети тренируются в произношении названия.

– Вот вы уже и научились произносить трудное название этого корабля. Значит, мы тоже попытаемся попасть матросами на этот корабль. Однако это не так-то просто сделать. Вслед за телеграммой прибыл пакет, в котором оказались задания для проверки тех, кто пожелает служить на корабле. Предстоит пройти несколько испытаний.

1. Разгадайте и четко произнесите отгадки:

Носит хобот, а не слон,
Но слона сильнее он.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты, а копает. (Экскаватор.)

Сам вагон открыл нам двери;
В город лестница зовет.
Мы своим глазам не верим:
Все стоят – она идет! (Эскалатор.)

Из края города в другой
Ходит домик под дугой. (Трамвай.)

Сам не едет, не идет,
Не поддержишь – упадет.
А педали пустишь в ход –
Он помчит тебя вперед. (Велосипед.)

2. Повторите загадку и назовите отгадку:

Телятки гладки привязаны к грядке. (Огурцы.)

Две сестрицы-мастерицы,
Друг дружке помощницы. (Руки.)

Айболит. Мне очень нравится старание ребят проникнуть в тайны заколдованных фраз. К тому же очень полезно тренировать свои органы речи ежедневно, проговаривая как можно больше скороговорок.

Алфавит. Вы совершенно правы, коллега. Надеюсь, что наши упражнения помогут некоторым ребятам улучшить свою речь. Не так ли?
В знак согласия предлагаю три раза проговорить скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова посреди двора!»

Каркарыч. Предлагаю провести конкурс на чтение «скороговорочных» стихов. Такие, наверное, есть в заветной сумке у Пина. Чтецам, которые смогут без запинки проговорить каждое четверостишие, Айболит присудит два очка.

Пин. Я действительно приготовил такие стихотворения и охотно раздам их смельчакам, которые возьмутся их прочитать.
Скороговорки, которые вы услышите, надо повторить три раза: первый раз сказать медленно, второй – быстрее, третий – очень быстро. В роли дирижера выступит Совунья.

Жутко жуку жить на суку.
Свинья тупорыла весь двор перерыла.
Дятел дуб долбил, да недодолбил.
Все покупки у прилавка упакованы в кульки.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Всех скороговорок не переговоришь.

Совунья. В нашем путешествии по царству звуков мы должны быть особенно внимательны к звуковой стороне языка. Звуки речи позволяют нам на слух различать слова (был – бил, мол – моль и т.д.). Они могут еще нести особую службу, вступая в тайный сговор с поэтами, песенниками, чтецами. По их желанию тот или иной звук в слове вдруг резко выделится, станет очень заметным.

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.

(В. Фетисов)

– О ком эта загадка? Что вам помогло сразу разгадать ее?
Во многих словах загадки повторяется звук [ж] – он помог нам назвать того, о ком эта загадка. Это жук. Ведь когда летит жук, нам кажется, что он непрерывно издает звук ж-ж-ж...
Вот еще загадка. В ней говорится о предмете, который помогает нам по утрам вовремя проснуться, не опоздать в школу, на работу.

Ежедневно
В шесть утра
Я трещу:
– Вставать пор-р-р-р-р-р-р-р-р-р-ра!!!

(С. Погореловский)

– Эта загадка о будильнике. Какое слово в загадке передает звонок будильника?
Вот какие необычные слова пришли к нам в гости. Если мы скажем: «Кукушка кукует на суку», мы услышим кукование. А что вы услышите в таком предложении: «Барабанщик сильно занят, барабанщик барабанит»? Какими звуками передается барабанная дробь?
Но не только барабанная дробь может передаваться повторением слов со звуком [б]. Внимательно послушайте стихотворение, и вы поймете, как передает автор в стихах различные звуки природы:

Была
Тишина,
Тишина,
Тишина ...
Вдруг
Грохотом
Грома
Сменилась
Она!
И вот уже дождик
Тихонько –
Ты слышишь? –
Закрапал,
Закрапал,
Закрапал
По крыше ...
Наверно,
Сейчас
Барабанить
Он станет...
Уже
Барабанит!
Уже
Барабанит!

(А. Шибаев)

Алфавит. Коллега, вам вместе с ребятами удается подойти вплотную к разгадке тайны звукописи. Так называют изображение звуками речи различных явлений природы, например грозы или ночных шорохов, шелеста листьев, звучания разных насекомых. Оказывается, звуки помогают слову рассказать нам о чем-нибудь. В небольшой сказке «Лесной карнавал», которую вы сейчас услышите, повторяются одинаковые звуки в словах. Попытайтесь узнать, какие животные и насекомые ведут разговор. При чтении на месте пропущенного слова я сделаю паузу.

Летят над лесом ... (комары), звенят над каждым кустом:
– З-звери, нас-секомые! З-завтра на з-закате праз-здник!
– Что за ш-шутки? – шуршит по траве ... (змея) – Вы что, ш-шалуны, расш-шумелись?
– З-знаем, з-знаем, тетенька ... (змея), вы не любите раз-звлекаться. А дяденьке ... (жуку) нравится эта з-затея. Верно, от ж-жадности.
Летит мимо (ворона)...:
– О чем р-разговор-р? Какой пр-раздник? Кар-рнавал? А кар-русель будет? Ур-р-ра! Кр-расота! Пр-римчусь р-раньше всех. Нет, пр-рикачу в кар-рете!
– Обяз-зательно приходите! – звенят ... (комары).
– Не з-забывайте, не з-запаз-здывайте!

Каркарыч. Разрешите мне включиться в эту увлекательную игру? Я хочу задать несколько вопросов нашим ребятам.
Кто приглашал зверей и насекомых на карнавал? Как вы узнали об этом?
Кто жужжал, упрекая Змею в жадности? Что вам помогло узнать Жука? А мог ли это сказать не Жук, а Шмель?
Кто решил приехать на праздник в карете? Почему вы так думаете? Обратите внимание на слова: карнавал, карусель, красота, карета. Какая птица кричит «кар-кар»?

Айболит. Я с удовольствием присуждаю по два очка ребятам за правильные ответы. И еще я хотел бы, чтобы все мы вместе показали, что тоже умеем каркать, как ворона, и жужжать не хуже жуков. Ведь эти звуки ласкают мой слух: они мне напоминают о милых моему сердцу животных, которых я так часто лечил.

Пин. В моей заветной сумке есть картинки с изображениями звучащих предметов и животных. Я буду показывать картинки, а ребят попрошу хором изобразить нужные звуки.

Каркарыч. А я буду дирижировать нашей хоровой капеллой.

Итак, начали!
Вот комар. Как он звенит?
– З-з-з-з-з-з!
А вот жук! Он жужжит.
– Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Оса.
Ж-з-ж-з-ж-з-ж-з!
Шмель.
– Ж-ш-ж-ш-ж-ш-ж-ш-ж-ш!
Корова.
– Му-у-у! Му-у-у!
Коза.
– Ме-э-э! Ме-э-э!
Пила.
– Вз! Вз! Вж! Вж!
Барабан.
– Тарам-бам-бам!
Труба.
– У-у! Туру-ру-ру!

Алфавит. Друзья, я вижу (а лучше сказать, я слышу!), что вы прекрасно овладели секретами звукописи (а точнее, звукоподражания). Ваш хор тронул меня до слез. Ведь я больше общаюсь с буквами, чем со звуками речи. Меня окружает безмолвие, тишина. Только когда я попадаю в гости к сестрам моим буквам, мой слух ласкает музыка. Особенно я люблю крики козы, мычание коровы, вой волков. Даже рычание тигров меня не пугает! Вы можете себе представить музыку звериного воя или пения птиц? Что может быть лучше!

Пин. Некоторые звуки могут смутить наших смелых следопытов – ведь не каждый из них имеет столь утонченный слух, как профессор Алфавит... К тому же о вкусах не спорят.

Айболит. Я до конца разделяю мнение профессора Алфавита. Я готов часами слушать вой волка и крики козы. Это музыка.

Совунья. Разрешите мне произнести заключительное слово о нашем предмете – звукописи. Так вот, если в словах повторяется часто один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, бьются о берег волны, кричат птицы и многое другое. Послушайте несколько стихотворений. В первом из них передаются легкие лесные шорохи: шелест листьев, шум камыша, движение шмеля. Вы заметите, если будете внимательно слушать, какие звуки будут повторяться в словах.

В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к Шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
– Ты куда?
– К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
– Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши –
Тишину послушай!..
– Слышишь?
– Слышу.
– Что ты слышишь?
– Шебуршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат –
Дружно шишку шелушат.
Тише, Шорох, не дыши!..
Слышишь, стихли камыши?
Слышишь?
– Слышу. По болоту
Вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Рыщут-ищут лягушат.
– Слышишь?
– Слышу...
Две букашки
Спать устроились в ромашке,
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.
«Звинь-звинь-звинь!» –
А это Шмель
Прошмыгнул и сел на ель.
У Пчелы-портнихи Шмель
Шьёт хорошую шинель.
Он вернётся с этой ели
В новой шёлковой шинели,
С медной шашкой,
В звонких шпорах –
И умчится в вышину...
– Что ещё ты слышишь,
Шорох?
– Тише!..
Слышу
Тишину...

(В. Суслов)

– В новом стихотворении вы услышите звуки ливня, плеск волн. Вслушайтесь, какой звук помогает передать этот шум.

Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывет! Плот плывет!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: «Ура! Вперёд!»
Плещут волны! Хлещут волны!
Заливают с головой!
– Что мне волны! Самый полный! –
Не сдаётся рулевой.
– Я на Волгу поплыву!
По каналу – и в Москву!
Только ливень всё сильнее,
Хвастунишку не жалея,
Бьёт сильнее и больнее.
Лягушонок в лужу –
Плюх!
И на землю,
Под лопух.

(В. Суслов)

– На досуге почитайте другие стихотворения из книги В. Суслова «Трудные буквы». Не забудьте только, что стихи эти надо читать вслух.

В гости к Алфавиту

В этой игре ребята посетят профессора Алфавита, познакомятся с его многочисленными друзьями и попробуют разгадать секреты, которые они хранят в своих тайниках.

Совунья. Для сегодняшнего путешествия нам понадобится путеводитель. Я принесла его с собой. Это книга «Веселое путешествие от А до Я».
Прежде чем отправиться в путь, сделаем короткую разминку. Я буду задавать вам вопросы, а вы быстро отвечайте.
– Кто написал эту книгу?

Дети. Маршак.

С. Верно. А если спросить, кто автор этой книги, как вы ответите?

Д. Автор этой книги – Самуил Яковлевич Маршак.

С. Вот первое слово на букву а – автор. А что значит: путешествие от А до Я?

Д. Это значит – путешествие по азбуке.

С. А как по-другому назвать азбуку, все буквы от первой до последней?

С. Алфавит.

Д. А сколько букв в русском языке?

С. 33 буквы.

Д. Прочитаем отрывок из книги С.Я. Маршака.

Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется,
Немедля отправляется
От станции Москва
До первой буквы – «А».

Пары разводит паровоз,
Зажег два фонаря
И мчится с грохотом колес
По строчкам букваря.

Поехали. Отъехали
От станции Москва
И наконец доехали
До первой буквы – «А»

Вот мраморная арка
Ведет в аллею парка.
Идет аллея до ворот,
А у ворот автобус ждет...

У буквы «А» мы простоим
Не больше трех минут.
Давайте, братцы, поедим,
Пока гудок дадут.

В мешке у нас продукты
На десять дней пути.
Но хорошо бы фрукты
В дорогу припасти.

Да вот фруктовый магазин,
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз
и ананас,
Вот абрикос, а вот айва.
Какие вкусные слова –
И все на букву «А»!

– Какие слова на букву а встретились нам в этом отрывке? Покажи на рисунках апельсин, абрикос, айву, ананас.

Пин. Я приготовил плакат «Фрукты», на котором изображены эти прекрасные плоды. Пусть ребята напишут все их названия на букву а.

Каркарыч. А у меня есть стихотворение, в котором тоже говорится про фрукты и овощи на букву а.

– Что везешь, автомашина?
– Все, что есть на букву а.
Вот арбузы, апельсины,
Абрикосы и айва.

(Г. Сапгир)

Совунья. Поручим Каркарычу дополнить записанные на доске столбики слов на букву а словами, которые прозвучали сейчас в этом стихотворении.
Как видите, слов на букву а много. Какие новые слова вы узнали сегодня? Что они означают? Составьте предложения с этими словами.
Есть в русском языке такие буквы (например, э, ю, я), на которые слов совсем мало. Попробуйте вспомнить знакомые слова, начинающиеся с буквы э.

Совунья. Еще меньше слов вы вспомните на букву я. Но чтобы долго не копаться в своей памяти, я разрешаю вам смотреть в словарь. Ведь в заветной сумке Пина есть орфографические словари. Прошу их выдать ребятам. Объявим розыск нужных слов на букву я.

Айболит. А как ребята узнают, нужное слово или нет? Ведь в орфографическом словаре об этом не пишется. Я тоже не знаю, за какие слова я должен присуждать ребятам очки.

Совунья. Как только вы станете читать словарь, вы сразу поймете, что нужное слово не так-то просто найти. Многие слова нам будут непонятны. Давайте проведем опыт по работе со словарем.

Каркарыч. Так, открываем словарь на букву я. Читаю: ябеда, ябедник, ябедница, ябедничать, ябеднический, ябедничество.

Айболит. Прекратите немедленно! У меня может не выдержать сердце, если такие слова будут целыми стаями вылетать из словаря!

Совунья. Друзья, наберитесь терпенья, ведь мы проводим опыт. Послушаем, какие слова идут дальше.

Каркарыч. Яблоко, яблоневый, яблонька. Вот видите, сначала были плохие слова (все родственники ябеды), а теперь – хорошие, породнившиеся с яблоком.

Каркарыч. В таком случае разрешите объявить конкурс на быстрое и правильное прочтение алфавита. Победителю, не допустившему ни одной ошибки и не споткнувшемуся ни одного раза, Айболит присудит 3 очка.

Пин. А теперь, друзья, предлагаю новую игру. Пусть пять человек подойдут ко мне, вытянут из заветной сумки по одной карточке со словами и прочитают ее про себя. Затем Каркарыч даст листки участникам конкурса со стихотворениями-загадками. Мы будем слушать каждое стихотворение и искать спрятавшееся в нем слово. А участники конкурса прикрепят к доске стихотворения и спрятанные в них слова.

Полосатое ядро,
Кумачовое нутро,
Хвостик, как у хрюшки,
В виде завитушки.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
На окне – стеклянный пруд,
А рыбачить не дают.
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином!

Каркарыч. Все слова разошлись по своим местам. Попытаемся найти.

Совунья. Пирамида построена. И таких пирамид можно построить еще много. Ведь в русском языке есть множество слов на букву а.

Пин. Я готов предложить ребятам новую пирамиду. Но должен вас предупредить: две карточки с нужными словами куда-то исчезли, а какие-то пропали из другой игры. Придумайте, пожалуйста, им замену. Раздаю всем, кто хочет играть в слова, такие карточки: артист, август, ангина, арка, айва, автомат, акробат, антоновка.

 

Пин. Я предлагаю продолжить путь на волшебном автобусе. Это автобус, на котором вместо номера стоит буква «А». Про такой автобус у меня есть стихотворение.

Остановка

Выстроилась очередь
Возле буквы «А».
Выстроилась очередь,
Но нету продавца.
И попробуй угадать,
Что тут будут продавать.

Молча смотрит
«А» на нас –
Что предложит?
АНАНАС?

Или, может быть, АРБУЗ?
Он совсем неплох на вкус.
Но соперничают с ним
АБРИКОС и АПЕЛЬСИН.

Очень вкусные слова
Начинаются на «А».

Тут АВТОБУС прикатил,
Двери настежь отворил.
И один остался я:
Скрылась очередь моя.

Значит, буква,
Буква «А»
На проспекте
Неспроста:
Остановка здесь.
Порядок
Просит буква соблюдать.
Если сесть в автобус надо –
Надо
В очередь вставать.

(Я. Пишумов)

Совунья. Вот, друзья, мы и приехали. Спасибо вам, уважаемый Алфавит, за такие интересные задания. В гостях у вас было очень интересно.