Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2008

Я иду на урок

Надежда Азрапкина ,
учитель школы № 1324, г. Москва

Добро в твоем сердце

Устный журнал

Устный журнал – это урок в виде театрализованного представления. Он сохраняет все внешние признаки журнала: «обложку», которую придумывают и оформляют дети, название и эмблему.
Обобщающий урок по разделу «Животные в нашем доме» по книге «В одном счастливом детстве» (книга 2) построен в форме представления страниц.
Тема устного журнала раскрывает взаимоотношения людей и животных.

Цели урока. Обобщить изученный материал на уроках чтения; расширить границы темы, активизируя познавательную активность на поиск материалов о собаке из научно-популярных книг, журналов, художественных произведений; учить ориентироваться в литературе и выбирать нужную информацию; воспитывать нравственные чувства: доброту, отзывчивость, чуткость по отношению к «братьям меньшим»; развивать наблюдательность, умение работать в группе, отрабатывать монологическую речь, выразительность.

Оборудование. Макет журнала; выставка мягкой игрушки «Ах, как эти собачечки жизнь украшают»; мини-сочинения «О чем попросила бы собака, если бы умела говорить»; аудиозаписи песен о собаках; иллюстрации с изображениями памятников собакам; литература о собаках.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Представление обложки журнала

Звучит мелодия песни «Большой собачий секрет».

Ведущий 1. Внимание! Внимание! Представляем устный журнал «Наши друзья». Это журнал для любителей собак. Его девизом являются слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил!» В конкурсе на лучшую обложку журнала принимали участие все учащиеся нашего класса.

Кирилл Андронов. «Собака Риф».  п. Сетово, Тюменская обл.

Кирилл Андронов. «Собака Риф».  п. Сетово, Тюменская обл.

Лучшей признана обложка художника Пирогова Стаса.

Ведущий 2. Стас, что ты хотел изобразить? О чем хотел сказать?

Стас. Я нарисовал Собачий переулок и дом, в котором живут собачки, потому что считаю, что каждая собака должна иметь дом.

II. «Кто ты, собака?»

Ведущий 1. Открываем первую страницу журнала – «Кто ты, собака?».

Фото Жени Хабарова, МОУ «Гимназия», г. Великий Устюг

Фото Жени Хабарова, МОУ «Гимназия», г. Великий Устюг

«Пес Ричи». Рис. Юры Кумашова. Мурманск

«Пес Ричи». Рис. Юры Кумашова. Мурманск

Фото Полины Никуличевой, гимназия № 7, г. Норильск

Фото Полины Никуличевой, гимназия № 7, г. Норильск
«Мой лучший друг – Дружок». Иван Чупин, с. Красногорское, Удмуртия.
«Мой лучший друг – Дружок». Иван Чупин, с. Красногорское, Удмуртия.

Рисунок и рассказ Айсена Попова. Эльгяйская СОШ, Сунтарский улус, р. Саха-Якутия

Рисунок и рассказ Айсена Попова. Эльгяйская СОШ, Сунтарский улус, р. Саха-Якутия

Выходит группа ребят с книгами. Примерами из художественной литературы они доказывают, что собака умна, эмоциональна, предана человеку, самоотверженна.

Ученик 1. Как произошло первое знакомство?
Первобытные племена первой приручили собаку. Люди и волки жили рядом и добывали себе пропитание одним способом – охотой. Волки стремились держаться поближе к людям в расчете на свою долю добычи в случае удачной схватки человека с крупным зверем. Предки собак как бы сами пришли к человеку. Человек быстро понял, что, кроме мяса, у волка есть одно очень ценное качество – будучи прирученным, он может быть хорошим помощником на охоте. Собака оказала огромную услугу в начале становления человечества. Поэтому не случайно говорят, что «собака вывела человека в люди».

Ученик 2. Никакое другое животное на земном шаре не пользуется такими уважением, дружбой и любовью со стороны человека, какие заслужила себе собака. Так сказано в книге Брэма «Жизнь животных».
Почему это так?
Собака – одно из первых животных, которых приручил человек. Она многие века постоянно шла рядом с человеком, и за «долгий срок жизни около человека... приобрела нечто от человеческой души». Так сказал украинский писатель Коцюбинский.

Далее ученики приводят подтверждение тезисам, опираясь на прочитанную литературу:

Собака: умна; преданна; человеколюбива; самоотверженна; эмоциональна.

Ученик 3. Исследователь Севера Амудсен так сказал о собаке: «Трудно найти животное в большей степени умеющее выражать свои чувства, чем собака. Радость, грусть, благодарность и даже угрызения совести – все можно прочесть в ее глазах. Мы, люди, напрасно думаем, что только нам одним присуща способность выражать свои чувства. Может быть, это правда. Но взгляните в собачьи глаза! Вы увидите в них то же, что и в человеческих. В сущности, у собак определенно есть то, что мы называем душой».

III. Любящие нас больше, чем самих себя

Ведущий 2. Названием второй страницы нашего журнала являются слова о собаках Ч. Дарвина.
В честь верных «собачьих сердец» во многих странах поставлены памятники собакам.

Ученик 4. Памятники ставят героям. Сенбернар Барри был героем. В Париже поставлен памятник «святым собакам» – сенбернарам, спасшим во время снежных заносов в Альпах 40 человек. Памятник собакам-поводырям стоит на территории Берлинского зоопарка. В Санкт-Петербурге сооружен памятник собаке, служащей науке. В Номе на Аляске – вожаку упряжки Балту, доставившему во время эпидемии в занесенный снегом поселок противодифтерийную сыворотку. В Барго-Сент-Лоренцо в Италии стоит памятник великой верности – псу Верному, который 14 лет каждый вечер упорно ходил к автобусной остановке встречать хозяина, убитого на войне.

Ведущий 1. Примеров собачьей преданности, верности можно назвать еще много. Только собака может умереть на могиле своего хозяина от тоски и горя. Только она любит человека так беззаветно и искренне.

Ведущий 2. Человек и собака – это история человеческого сердца. Человек несет ответственность за своего четвероногого друга, делаясь при этом лучше, добрее, искреннее.

IV. Представляем друга

Ведущий 1. В нашем классе есть ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных братьев, проявляют чуткость к своим друзьям.

Ведущий 2. Об этом говорит третья страница журнала – «Представляем друга».

Ребята рассказывают о своих домашних любимцах, показывают фотографии своих собак. Зачитываются сочинения детей.

V. Поэтическая страница

Дети читают наизусть стихотворение О. Высоцкой «Покинутая собака».
Инсценируется отрывок из стихотворения «Беглянка» С. Михалкова.

VI. О чем попросила бы собака, если бы умела говорить

Учащиеся зачитывают отрывки из мини-сочинений на обозначенную тему.

  • «Они бы попросили дом и любящих хозяев».

  • «Бездомные собаки хотели бы, чтобы их взяли с холодной улицы домой и хорошо покормили».

  • «Породистые собаки попросили бы хозяина отвезти их на выставку».

  • «Чтобы ей дали сахарную кость, погладили ласковой рукой, поиграли с ней».

  • «Она попросила бы у людей доброго хорошего хозяина (друга)».

  • «Чтобы ее чаще выводили погулять на улицу и играли с ней».

VII. Вести с улицы

Звучит мелодия из песни «Большой собачий секрет».
Раздается стук в дверь. Входит мальчик в костюме почтальона и вручает телеграмму. Телеграмма выполнена в форме косточки, внутри которой – текст.

Ищу друга! Доброго, понятливого, который будет меня хорошо кормить, заботиться обо мне, играть со мной. Я живу в метро. Мои приметы: я темно-белого окраса, с зелеными понятливыми глазами. Я наполовину эрдель, наполовину легавая. Причем (не буду врать) обе половины худшие. Кого я заинтересовал, приходите!

Ведущий 1. В последнее время на улицах городов бродит большое количество бездомных собак. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. В нашем классе Стасик ухаживает за бездомной собакой. Они с другом кормят ее, купают и играют с ней.

Ученик 5.

Ax, плохо бездомным,
Плохо голодным,
Таким беззащитным,
Таким беспородным!
Никто нас не любит,
Никто не ласкает,
Никто на порог
Нас к себе не пускает...

О, как мы страдаем
От мук одиночества!
И нам человеческой
Радости хочется!
Зачем нас боятся,
За что презирают,
Зачем с нами дети
Так редко играют?

Ах, трудно живется
Без друга – хозяина!
Поэтому все мы
И воем отчаянно!..
Но кто нас полюбит,
Кто нас пожалеет –
Об этом ни капельки
Не пожалеет!

Звучит песня бездомных собак из киносказки «Юрка-Мурка» Бориса Заходера.

Ведущий 2. Ребята! Будьте добрее и внимательнее к животным. Послушайте стихотворение Ольги Высоцкой «Покинутая собака»:

Ученик 6.

Глаза покинутой собаки
Мне снятся ночью...
Как тут быть?
Ее обидеть может всякий
И даже попросту убить.
Для комнатных нужна порода,
А для дворовых – злобный нрав.
Ее обидела природа,
Достоинств этих ей не дав.
Хозяева прогнали прочь,
И я не в силах ей помочь!

В моей квартире коммунальной
Она помехой будет всем.
Но плач ее призывный, дальний
Мне душу вымотал совсем!
И вот настойчиво и глупо
Я всех прошу, забыв покой:
– Плесните ей немножко супу!
Погладьте ласковой рукой!
Хоть на часок пустите в сени!

Пускай погреется она!
Она поймет, она оценит,
До смерти будет вам верна!
О, одиночества огромность
И невозможность потерять
Собачью вечную готовность
Любить, служить и доверять!
Пусть человек добрее будет!
Не прихоть это, не пустяк.
Внимательней вглядитесь, люди,
В глаза покинутых собак!

VIII. Игровая страница

Ведущий 1. Последняя страница нашего журнала – игровая. Мы предлагаем вам отгадать ребусы, составленные нашими ребятами. (Вывешиваются плакаты с ребусами. Дети отгадывают.)

Игра «Узнай собаку по описанию». Каждой группе дается конверт, в котором лежит открытка с изображением собаки. В конверте – описание. Учащиеся читают описание, узнают породу по описанию и проверяют себя.

IХ. Итог занятия

Учитель. Собака – уникальное животное, способное к сложным взаимоотношениям не только со своими сородичами, но и с человеком. Чтобы постичь душу собаки, нужно хорошо знать, что для нее важно в окружающем мире, какую роль в ее жизни играет хозяин, чего она ждет от него и что сама может ему дать. Сегодня на уроке мы попытались понять «самое замечательное и совершенное животное». Все сказанное вами доказывает вашу любовь к собакам, своим и чужим, знакомым и незнакомым. Это значит, что вы вырастете добрыми и отзывчивыми людьми. А это главное в жизни!

Звучит песня «Не дразните собак».