Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2008

Я иду на урок

Виктория Целих ,
учитель МОУ СОШ № 49, г. Белгород

Налоговая грамота

Математика. 4 класс

Тема. «О бюджете. Отработка вычислительных навыков».

Цели. Способствовать формированию у детей первичных представлений о бюджете государства, развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса, логического мышления, вычислительных навыков; воспитывать бережное отношение к богатству страны, осознание необходимости уплаты налогов в бюджет государства.

Учебные материалы. Карточки с задачами; кроссворд; пословицы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с бюджетом, будем узнавать новое о налогах, отрабатывать вычислительные навыки, учиться решать задачи.

III. Повторение пройденного материала

У. Зачем людям нужно государство?

Дети. Государство заботится об обороне страны: содержит армию, обеспечивает ее современным вооружением. Это воздушные, морские, подводные, ракетные и другие виды войск.
– Государство поддерживает порядок в стране: содержит правоохранительные органы – прокуратуру, адвокатуру, суды, милицию, ГИБДД, МЧС.
– Оно финансирует науку, чтобы ученые делали открытия и внедряли в производство научные достижения.
– Оно финансирует здравоохранение: строит больницы, поликлиники, поставляет современное оборудование, закупает лекарства.
– Оно финансирует образование: строит школы и детские сады, институты и университеты, обеспечивает их современным оборудованием.
– Государство заботится о сохранении и приумножении культурных ценностей страны,
о сохранении памятников, музеев, исторических документов.
– Государство обеспечивает социальную защиту населения: выплачивает пособия малоимущим и инвалидам, стипендии, строит детские дома и школы-интернаты.
– Оно заботится об охране природы – животных, растений, водоемов, земель, лесов, финансирует очистку атмосферы и водоемов от вредных веществ.
– Оно осуществляет финансовую поддержку сельского хозяйства, предпринимателей.

У. Откуда государство берет деньги для выполнения этих программ?

Д. Оно собирает налоги.

У. Что такое налоги?

Д. Это установленный обязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц.

У. Какие лица являются физическими, а какие – юридическими?

Д. Граждане – это физические лица, а организации и предприятия – юридические.

У. Какой орган государства ведет контроль за сбором налогов?

Д. Налоговая инспекция.

У. Как она осуществляет контроль за уплатой налогов?

Д. Бухгалтер предприятия подсчитывает, сколько денег человек заработал, взимает полагающийся налог и сообщает об этом в налоговую инспекцию.

У. Подсчитаем, какую сумму от дохода платит простой налогоплательщик, если его подоходный налог равен 13%.

Карточка

Доход

13%

2000 руб.

?

3000 руб.

?

4000 руб.

?

5000 руб.

?

10 000 руб.

?

Дети высчитывают сумму налога.

– Что такое декларация о доходах?

Д. Это финансовый документ с сообщением сведений о совокупном доходе юридического или физического лица и об уплаченных налогах.

У. Что такое совокупный доход?

Д. Сумма всех доходов.

У. Когда и куда нужно подавать декларацию о доходах?

Д. В налоговую инспекцию один раз в год до 1 апреля.

У. Все ли граждане должны подавать декларацию о доходах?

Д. Нет. Только те, которые имеют источники дохода, не проходящие через бухгалтерию, например от индивидуальной трудовой деятельности. Тогда они должны указать их в декларации о доходах, и налоговая служба рассчитает, какой налог следует заплатить.

У. Со всех ли государство собирает налоги?

Д. Государство не берет подоходный налог с пенсионеров и неработоспособных – больных, несовершеннолетних.

У. Перед каким государственным органом отвечают те, кто уклоняется от уплаты налогов?

Д. Перед налоговой полицией.

У. Почему нельзя уклоняться от налогов? Что будет с образованием, армией, здравоохранением, если будут отменены налоги? Почему людям выгодно делиться своими доходами с государством?

Д. Только вместе люди смогут защитить свою страну от агрессоров, вместе смогут создать все необходимое для жизни.

У. Какую рекламу вы видите по телевизору в марте, напоминающую всем гражданам страны о необходимости платить налоги?

Д. «Заплати налоги и спи спокойно».

У. Каких объектов нашего города не было бы без средств от налоговых поступлений? Прикрепите к этим объектам букву н (налоги).

На доске:

Парк Победы
Музей «Диорама»

Деревья
Детские сады
Дом правосудия
Детские площадки
Прокуратура
Школы
Кукольный театр
Музей энергетики
Музыкальное училище
Музей народной культуры
Дворец детского творчества
Литературный музей
Драматический театр им. М.С. Щепкина

Библиотеки
Центральный парк

Дороги
Храмы
Зоопарк
Тротуары
Памятники
Кинотеатры

– Составьте пословицы.

На доске:

Одна пчела

Дружно – не грузно,

Один и камень не поднимет,

а миром и город перенесем.

а врозь –  хоть брось.

немного меду натаскает.

– Какие пословицы подходят к нашей теме?

Дети отвечают.

– Только все вместе мы можем сделать наш город красивым и богатым.

IV. Физкультминутка

V. Знакомство с новым материалом

У. Поговорим о бюджете. Что это такое?

Д. Бюджет – это чьи-нибудь средства к существованию, список доходов и расходов на какой-то срок.

У. Рассмотрим семейный бюджет Мухи-Цокотухи за месяц.

Дети читают по ролям отрывок из истории Мухи-Цокотухи (по кн.: Меньшикова О.И. Экономика детям, большим и маленьким).

Ведущий. Вечером семья Мухи-Цокотухи: Мушка-малышка, бабушка, дедушка, отец и старший сын студент Жужжик – собрались у себя дома. Тут, толкаясь, влетают в окошко сынишки-мушата и кричат.
Сынишки-мушата. Мама! Красный! Жж­ж­ж! И мимо нас!
– И крыльями махать не надо!
– А нам?
– А нам? Мама!
– Мама, купи мне новый самокат!
– Нет! Мне!
Отец. А нука, тише! Сейчас разберемся. Сначала подсчитаем доход нашей семьи.
Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, то есть моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1500 денежек.
Дедушка с бабушкой. Мы тоже получаем по 300 денежек. Раз нас двое, то это 600 денежек.
Сынишки-мушата. Но ведь вы не ходите на работу, как папа, а денежки получаете. За что?
Дедушка. Когда мы с бабушкой не были такими старенькими и сил у нас было гораздо больше, мы ведь тоже работали – строили дома для лесных жителей и получали свою заработную плату. А теперь, когда мы состарились, быстро устаем, тяжело нам работать, денежки получаем, которые пенсией называются, от леса, чтобы было на что покупать все необходимое.
Жужжик. А я тоже приношу деньги в доход нашей семьи. Это стипендия, которую мне платит Институт лесоведения, чтобы я покупал все необходимое до тех пор, пока не выучусь и не начну самостоятельно работать в лесу.
Мама. Наша малышка тоже получает денежки, так как я не работаю, а малышка варенье любит, его покупать надо. И называются эти денежки – пособие на ребенка.

У. Возьмите задачи по теме «Бюджет», положите перед собой и подсчитайте доход семьи Мухи-Цокотухи.

Задача 1

Доход

 

Заработная плата папы

1500 денежек

Пенсия бабушки и дедушки

600 денежек

Стипендия Жужжика

200 денежек

Пособие на малышку

200 денежек

Итого:

...

Ведущий. Ура! – закричали сынишки-мушата. – На эти деньги можно купить несколько самокатов! Но мама сказала, что теперь нужно подсчитать расходы.

У. И мы подсчитаем расходы мушиной семьи.

Задача 2

Расход

 

На продукты уходит в месяц

1000 денежек

На одежду

600 денежек

За квартиру

100 денежек

За садик

100 денежек

На транспорт

200 денежек

Прочие расходы

400 денежек

Итого:

...

У. Сколько денежек нужно потратить мушиной семье? Сколько денежек у нее останется?

Д. 100 денежек.

У. Сможет ли семья купить самокаты для мальчишек-мушат, если один самокат стоит
50 денежек?

Д. Да, даже два.

Дети продолжают читать историю Мухи-Цокотухи:

– Но мама сказала, что эти 100 денежек – наши накопления, то, что останется от дохода семьи после того, как мы израсходуем денежки на все необходимое.
– А разве вы не помните, что у нас уже лежит в старой бабушкиной сумочке в шкафу две тысячи денежек – наши накопления за прошлую зиму? Теперь их стало больше.
– Значит, можно купить много самокатов или, может быть, еще что­нибудь интересное.
– Нет, – сказала мама, – вы совсем забыли, что через два месяца папа берет отпуск на работе, и мы едем...
– На море! На море! Загорать! Валяться в горячем песочке!
– Правильно. На море. А потом, разве вы не видите, что наш папа плохо себя чувствует? Он промочил ноги и простудился, когда поливал незабудки в сквере, и может проболеть несколько дней. Придется, боюсь, ему идти к врачу Пауку, он выдаст ему лекарства и больничный лист. Папа не будет ходить на работу несколько дней, а значит, получит меньше денежек. И наши накопления уменьшатся.
– A я знаю! – вдруг объявил один из мушат. – Денежки на самокат надо взять у нашей тети Жужи.
– Ну уж нет! – заявила мама строго. – Это называется «взять в долг».
– А почему их нельзя брать в долг?
– Потому что их надо возвращать, а это сделать всегда труднее. Да и тете от этого не лучше.
– Я хочу посоветовать, – сказала бабушка, – где взять лишние денежки.
– Где? – спросили дети дружно.
– Вот сзади вас, малыши, кран, а из крана вода течет. А вон в коридоре лампочка горит, хотя еще и лучи солнца туда попадают.
– Ну и что?
– Ho мы ведь платим и за свет, и за воду. Чем больше вытекает воды просто так, чем больше горит лампочек, когда не надо, тем больше денег нам за все это приходится платить.
– Вот это деловой разговор, – заметил папа. – Это экономия.
И малыши, толкаясь, бросились закрывать кран и гасить свет. А мама добавила:
– Вот если бы варежки не теряли, да игрушки не ломали, да вещи берегли, не пришлось бы их часто покупать. И денежек в наших накоплениях благодаря экономии стало бы больше.
Жужжику мальчишек жалко стало:
– Я знаю, что делать. Надо купить им самокат не из яркой пластмассы с блестящими колесами в лесном «Детском мире», а в маленьком магазинчике жуканавозника на опушке леса – деревянный, старенький. Он­то ведь стоит не 50, а всего лишь 10 денежек.
– Нет уж, – заступился дедушка. – Он развалится через день, а мне его чинить. Да я бы и починил – так все равно развалится. Только денежки выбросим вместе с таким самокатом на мусорную кучу. Не гонись за дешевизной. Уж покупать – так покупать. Пусть за 50 денежек, да зато красивый и прочный, служить будет долго. Малышка подрастет и тоже еще покатается.
– Дедушка прав, – поддержала его мама. И папа в знак согласия кивнул головой.
А мушата, пошептавшись и переглянувшись, решительно отодвинули от себя блюдца с вареньем.
– Что это еще такое? – недовольно спросила мама. Малыши хотя немного и струсили (ох, как им не нравилось, когда мама хмурилась!), но затрясли головами упрямо:
– Не будем! На варенье тоже надо экономить.
Мама так строго на них посмотрела, что проказники примолкли и повесили головенки.
– Не позволю! На еде экономить не позволю! – И даже стукнула лапкой по столу. Такой ее малыши давненько не видели.
– Может быть, – робко протянул наконец один из них, – нам не ходить в лыжную секцию?
Папа вступил в разговор:
– Думаю, что пользы от этого тоже не будет. Спорт – это движение, это здоровье. Если перестанете заниматься спортом, да еще и есть как следует не будете, то и самокат вам может не понадобиться.
– А может быть, книг не...
Жужжик укоризненно покачал головой и закончил мысль:
– ...не покупать? Правильно! Нужны мне будут глупенькие братья, которые только и будут знать, что на самокате носиться! О чем я тогда с вами и разговаривать буду?
– Все ясно, – сказала мама, – экономить на еде, книгах, спорте, любимых занятиях, здоровье и тому подобном не будем!
– Малое пожалеешь – большое потеряешь, – пробурчал ласково дедушка.
– А самокат мы все­таки, я думаю, купим, – подвела мама итог нашему разговору. – Правда, отец? Конечно, один на двоих. И кататься вы на нем, конечно, будете по очереди. Да о друзьях, соседских мушатах и прочих насекомых, не забудьте.

VI. Первичная проверка понимания материала

У. С какими основами семейного бюджета мы с вами познакомились?

Д. Нужно покупать добротные вещи; иметь деньги в запас, на случай болезни; уметь делиться с друзьями.

У. Что такое бюджет?

Д. Бюджет – это список расходов и доходов.

У. Что надо делать, чтобы денег в семейном бюджете оставалось больше?

Д. Нужно экономить.

У. На чем можно экономить, а на чем нельзя?

Д. Нужно экономить свет, чтобы он зря не горел, экономно расходовать воду, чтобы она не капала из крана; но нельзя экономить на еде, книгах, здоровье, спорте, любимых занятиях.

У. Сколько самокатов купят мальчикам-мушатам? Почему? Легко ли рассчитать семейный бюджет?

Д. Если деньги тратить с умом, разумно экономить, ограничивать себя в чем-то или откладывать до некоторого времени расходы, то семейный бюджет можно рассчитать так, чтобы хватило денег до следующей зарплаты.

У. Это мы с вами говорили о бюджете семьи. И у государства тоже есть бюджет.

На доске.

Государственный бюджет –   это план государственных расходов и доходов на год.

– Что является главным источником дохода государственного бюджета?

Д. Налоги.

У. Как вы думаете, а расходов у государства сколько?

Д. Очень много.

У. На что, по-вашему, государство должно выделить деньги в первую очередь?

Выслушиваются ответы детей.

– Хватит ли государству тех денег, которые оно получит от налогов, чтобы выполнить все свои функции?

Д. Конечно, нет.

У. Можем ли мы помочь государству, чтобы оно меньше тратило денег? Как?

Д. Беречь школьное имущество, воду, свет, учебники, природу.

У. Итак, что такое бюджет? Что такое государственный бюджет?

Дети отвечают.

VII. Первичное закрепление материала

У. Потренируемся подсчитывать семейный бюджет.

Дети работают самостоятельно. Для проверки два ученика решают задачи у доски.

Вариант 1

В семье Петра обсуждают месячный семейный бюджет. В общие расходы входят:
Квартплата и коммунальные услуги – 200 рудолов
Продукты питания – 250 рудолов
Ремонт квартиры и мебели – 190 рудолов
Ремонт и обновление одежды – 150 рудолов

Индивидуальные потребности

  • Лекарства для бабушки – 40 рудолов

  • Журналы мод для мамы – 15 рудолов

  • Музыкальные диски для папы – 40 рудолов

  • Кукла Барби для младшей сестренки – 40 рудолов

  • Лыжи и лыжные ботинки Петру – 65 рудолов

– Распределите семейный бюджет, если общий доход семьи составляет 890 рудолов в месяц.

Проверка

У. Какой доход у семьи?

Д. 890 рудолов.

У. А расход?

Д. 990 рудолов.

У. Сможет ли семья прожить до следующей зарплаты?

Д. Не хватает 100 рудолов.

У. Что нужно делать, чтобы удовлетворить потребности каждого члена семьи? На чем вы предлагаете сэкономить?

Вариант 2

Медведицамама в конце месяца решила подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты. Но у нее случилась беда: блокнот, в котором она делала записи, рассыпался на отдельные листочки. Попробуйте рассортировать записи доходов и расходов и подсчитайте, какой результат ожидает медвежью семью.

Заработная плата папы и мамы – 200 мишелей
Купили хозяйственную сумку – 15 мишелей
Истратили на продукты – 30 мишелей
Заплатили за квартиру, свет и газ – 30 мишелей
Пенсия бабушки – 135 мишелей
Выиграли в лотерею – 5 мишелей
Заплатили за ремонт холодильника – 40 мишелей
Купили папе проездной билет – 60 мишелей
Оплатили покупку в универмаге (носки, колготки, кроссовки) – 160 мишелей

Расходы: ... . Доходы: ...

Проверка

У. Какой доход у семьи?

Д. 340 мишелей.

У. А расход?

Д. 335 мишелей.

У. Сможет ли семья прожить до следующей зарплаты?

Д. Да, еще останется 5 мишелей.

VIII. Итог урока

Дети работают в группах, заполняют таблицу кроссворда.

1. Выплата денежных средств пенсионерам. (Пенсия.)

2. Финансовый документ с сообщением сведений о совокупном доходе юридического или физического лица и об уплаченных налогах. (Декларация.)

3. Обесценивание денег. (Инфляция.)

4. Налоговый орган, занимающийся людьми, которые не платят налоги. (Полиция.)

5. Тот, кто платит налоги. (Налогоплательщик.)

6. Денежные выплаты студентам. (Стипендия.)

 

У. Какое слово открылось в вертикальном ряду?

Д. Налоги.

У. Что это такое?

Д. Установленные обязательные платежи, которые берут с физических и юридических лиц.

У. Что нового вы узнали на уроке?

Д. Как ведется бюджет.

У. Какие правила ведения семейного бюджета вы запомнили?

Дети отвечают.

– Прежде чем в очередной раз что-то просить у родителей, познакомьтесь с семейным бюджетом. Спасибо за работу! Урок окончен!