Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2008

Курсы повышения квалификации

Ольга Вадимовна Крылова ,
учитель МОУ СОШ № 2, г. Салехард

Формирование знаний по основам географии и астрономии в курсе; «Окружающий мир» (1–4-е классы)

План лекций по курсу:

Номер газеты

Название и примерное содержание лекции

17

Лекция 1. Основы знаний по астрономии как составная часть курса «Окружающий мир». Типы учебного материала и систематизация знаний по предмету. Формирование знаний о небесных телах и о Земле как планете Солнечной системы. Представления о созвездиях

18

Лекция 2. Система учебных действий, направленная на формирование элементарных умений читать план местности. Планы местности. Творческие проектные работы по составлению планов местности

19

Лекция 3. Виды карт, используемых в курсе «Окружающий мир». Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Практические работы на основе контурных карт. Материки и океаны. Россия на картах атласов для начальной школы.

Контрольная работа 1

20

Лекция 4. Формирование знаний о рельефе Земли. Материки и океаны как самые большие неровности Земли. Формы рельефа суши и дна Мирового океана. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Рельеф России

21

Лекция 5. Формирование знаний о Мировом океане. Виды морей. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Природные явления, происходящие в гидросфере Земли. Моря России

22

Лекция 6. Формирование знаний о водах суши. Реки, озера, водохранилища. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Природные явления, происходящие в гидросфере Земли. Внутренние воды России

Контрольная работа 2

23

Лекция 7. Формирование знаний об атмосфере и атмосферных явлениях. Элементарные представления о погоде и климате. Наблюдения за погодой. Творческие работы учащихся на основе наблюдений за погодой

24

Лекция 8. Формирование знаний о биосфере Земли, природных зонах. Природные зоны России. Творческие работы учащихся.

Итоговая работа

Лекция 3. Виды карт, используемых в курсе «Окружающий мир»

Виды карт, используемых в начальной школе. Одним из обязательных учебных пособий по предмету «Окружающий мир», являются атласы, которые, как следует из названия, являются собранием географических или исторических карт. Обратимся к определению: картой называется изображение земной поверхности или ее частей, сделанное на плоскости в масштабе с помощью условных знаков. Существенным признаком карты является наличие линий направлений – меридианов и параллелей. Общеизвестно: карта – это источник информации. Следовательно, задача учителя – научить ученика понимать язык карты, трансформировать увиденную на ней информацию в новые знания. Для этого младшему школьнику необходимо научиться понимать условные знаки карты, назначение градусной сетки, а также научиться устанавливать по картам элементарные пространственные отношения между объектами. Осуществить названные задачи можно лишь на основе правильно составленных учебных карт.

В учебных атласах для 1–4 класса далеко не все внешне похожие на карту изображения земной поверхности обладают перечисленными признаками и, следовательно, являются картографическими. И дело вовсе не в адаптации их для младших школьников. Приведем пример нескольких иллюстраций, которые на первый взгляд напоминают географические карты, но таковыми не являются (см.: Плешаков А.А. Атлас «Окружающий мир» 1–4 кл. АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003. Природные зоны России. – С. 8–9; Жизнь и труд людей. – С. 10–11; Охрана природы. – С. 16–17; ).

Фактически речь идет о рисунках, на которых изображен крайне условный контур России, дополненный отдельными рисунками животных, растений, каких-то зданий, машин и т.д., при этом отсутствует не только градусная сетка, но даже названия географических объектов – морей, рек, гор и т.д. Следовательно, видя, например, рисунок с подписью «Лечение и отдых», ученик не может сказать, что «эти занятия связаны с побережьем Черного моря»; увидев рисунок нефтяной платформы, он также не может сформулировать, что «нефть добывают вблизи о. Сахалин со дна Охотского моря». Ученик не в состоянии самостоятельно получить новые знания на основе рисунка, следовательно, рисунок не выполняет своей функции – быть источником новой информации – и тем более не подходит в качестве средства для обучения ученика элементарным картографическим умениям. Следовательно, для их формирования требуется использовать учебные карты для начальной школы, отвечающие требованиям, предъявляемым к такого вида изображениям.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

1. Рассмотрите несколько учебных атласов для 1–4-х классов; проанализируйте, какие учебные карты и (или) рисунки, внешне напоминающие карты, они содержат.

2. Рассмотрите, какие учебные карты и (или) напоминающие их рисунки содержат учебники и рабочие тетради УМК, с которым вы работаете.

Изучая предмет «Окружающий мир», ученики знакомятся с разными картами. Назовем их в соответствии с принятой классификацией1:

  • карты по охвату территории: полушарий, мира (или мировая), отдельных государств и их частей, например Российской Федерации и крупных районов нашей страны;

  • карты по содержанию: физические (их относят к общегеографическим картам) и тематические. К последним относятся, например, политические карты, на которых разным цветом обозначаются территории государств, их границы, а также столицы и крупные города. Достаточно часто для того, чтобы не загружать учеников новыми терминами, политическим картам дают собственные названия: «Страны мира», «Россия и страны мира» и т.п. Тематической являются карта природных зон, которая может быть мировой или картой России по охвату территории, карты «Удивительные растения и животные», «Культурные растения» и т.д. В начальной школе ученикам предстоит познакомиться с географическими и историческими картами;

  • по масштабу карты, с которыми работают ученики начальных классов, относятся к мелкомасштабным. Их масштаб – 1 : 1 000 000 (в 1 см 10 км) и мельче, т.е. 1 см на карте соответствует расстоянию в 10 км и более на местности. Например, часто встречающиеся масштабы карты полушарий – 1 : 100 000 000 (в 1 см 1000 км), карты России 1 : 25 000 000 (в 1 см 250 км).

Необходимо отметить, что содержание карт для начальной школы – количество указанных на них природных объектов, например гор, равнин, рек, а также количество географических названий – должно существенно отличаться от количества таковых на учебных картах для учащихся средней школы. Карты для младших школьников должны быть более легкими по содержанию. (На Физической карте полушарий для начальной школы, как правило, обозначено существенно меньше объектов, чем на аналогичной карте для начинающих изучать географию шестиклассников2.) Нельзя, однако, впасть и в другую крайность – оставить на Физической карте России лишь 5–10 названий. Наша страна велика, и те названия, которые могут показаться лишними и перегружающими карту жителю европейской части, окажутся необходимыми для жителей другой ее части. Что могут сказать о карте России, например, школьники и учителя Южной Сибири, если не увидят на ней названий Белуха, Алтай и Саяны?

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

3. Рассмотрите несколько учебных атласов для 1–4-х классов; проанализируйте, какие учебные карты по охвату территории и по содержанию они содержат. Познакомьтесь с масштабами карт.

4. Рассмотрите, какие учебные карты по охвату территории и по содержанию содержат учебники и рабочие тетради УМК, с которым вы работаете.

Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Карта – географическая или историческая – является источником информации, следовательно, и учеников предстоит научить использовать этот вид изображения земной поверхности для получения новых знаний.

Выделим несколько картографических умений младших школьников. Нередко к числу наиболее простых и доступных относят умение узнавать объект по его внешнему виду. Однако для того чтобы узнавать на карте природный объект, например, по его форме, необходимо научить учеников вычленить какие-то существенные признаки, создающие индивидуальность образа этого объекта. Приведем пример.

Река Амазонка – самая полноводная на Земле – протекает в Южной Америке. Давайте рассмотрим эту реку на карте полушарий (1) и покажем – проведем рукой вдоль линии реки (2), зафиксировав характер движения руки и описав осуществленное движение (3). «Амазонка течет вдоль экватора (рука показывает линию, почти прямую, – общее направление течения реки), начинается в горах у одного края материка и течет до другого побережья, где впадает в Атлантический океан».

Вторая по полноводности река на Земле – Конго – протекает в Африке. Проследите течение реки – движение руки по карте – сначала вверх на север, потом широкий плавный поворот и течение вниз к югу – к Атлантическому океану.

«Река Конго [делает большой поворот; большую петлю; разворачивается почти в обратном направлении]». Описать Амазонку и Конго можно по-разному, но перепутать их или не узнать после таких действий уже значительно сложнее.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

5. Рассмотрите на карте полушарий реки Африки: Замбези, Нил. Представьте возможные действия учащихся, способствующие обеспечению последующего узнавания этих объектов на карте.

6. Предложите задания, направленные на обеспечение последующего узнавания учащимися одного-двух природных объектов: 1) по Физической карте России; 2) по Политической карте мира.

После выполнения нескольких заданий с использованием последовательных и развернутых действий ученики научатся самостоятельно «выхватывать» существенные признаки, позволяющие им запомнить и в дальнейшем узнавать объект на карте.

Формирование умения узнавать объект по его внешнему виду способствует развитию внимания, творческого воображения и зрительной памяти учащихся.

Для успешного выполнения заданий называть и показывать объект учеников следует познакомить с несколькими нехитрыми правилами. Линейные объекты, например реки, дороги, границы, следует показывать вдоль них. Также вдоль или по линии наибольшей протяженности можно показывать вытянутые объекты, у которых длина в несколько раз превосходит ширину, например горы вдоль направления главного хребта, относительно узкие вытянутые озера, например Байкал. Показывая на карте или глобусе площадные объекты – материки и океаны, моря, равнины, государства и т.п., – следует обвести замкнутую линию вдоль их контура. Ученикам необходимо просто потренироваться в этом действии.

Также необходимо научить учеников называть показываемый объект и при этом сообщать о нем какие-то сведения, например:

Это материк Африка.

  • Он находится вблизи с Европой (южнее Европы);

  • это большой по площади материк. Больше Африки только Евразия;

  • в африканскую страну Египет ездит много российских туристов;

  • туда ездил лечить зверей доктор Айболит в сказке К. Чуковского;

  • … .

Словом, комментарий может быть разным. Важно, что ученики могут составлять его сами. Авторский (ученический) комментарий показывает, что ученик располагает какими-то сведениями об объекте, а не воспринимает его лишь на уровне ничего не значащего названия: от общего – «Что ты можешь сказать (рассказать) об этом объекте – материке, океане, озере, реке, государстве и т.д.?» – до комментария, связанного с содержанием конкретного учебного задания, например: «Покажи океаны Земли от самого большого по площади к самому маленькому и расскажи о них». Четыре океана – по меньшей мере, четыре законченных предложения – суждения, из которых будет состоять ответ. Задания «Покажи океаны Земли» или «Покажи материки Земли» хороши еще и тем, что учащимся придется, не повторяясь, составлять собственные комментарии, и учителю следует приветствовать эти самостоятельные суждения учеников. Вывод: картографическое умение – называть и показывать объект – необходимо дополнить, при этом комментируя то, что показываешь.

Умение сравнивать объекты между собой подразумевает выделение оснований для сравнения, которыми могут служить площадь, форма, географическое положение объектов. В свою очередь, сравнивать по географическому положению можно:

  • относительно сторон горизонта;

  • относительно друг друга, однако при этом также учитывать взаиморасположение относительно сторон горизонта.

Следовательно, учеников необходимо научить определять стороны горизонта по карте, т.е. пользоваться градусной сеткой. При этом следует действовать поэтапно. На плане местности все относительно просто: север – вверху, юг – внизу, слева – запад, справа – восток. (В лекции 2 мы объясняли, что на маленькой по площади местности, изображенной на плане, линии сторон горизонта – меридианы и параллели – это отрезки прямых линий, пересекающиеся под углом 900.) На географических картах по-другому: на карте полушарий меридианы и параллели – дуги, экватор – прямая линия, на некоторых проекциях один из меридианов каждого полушария также отрезок прямой; на картах мира меридианы и параллели также изображены дугами, экватор – прямой; на картах России параллели – дуги, меридианы – отрезки прямой. При этом меридианы всегда показывают направление север – юг, а параллели – запад – восток.

Обучение умению определять направление север – юг на глобусе и карте. Предложенные ниже задания будут более эффективными, если ученики будут сами работать с глобусом и картой, а не только наблюдать за действиями учителя.

РАБОТА С ГЛОБУСОМ

  • На поверхности Земли есть важные точки – места выхода воображаемой земной оси – Северный и Южный полюса. Найдите и покажите их на глобусе. Какие воображаемые линии на поверхности Земли и на ее модели – глобусе – соединяют полюса? Покажите их. (Ученики могут провести пальчиком вдоль нескольких меридианов от одного полюса до другого.) Эти линии называются меридианы. Они показывают направление север – юг.

  • Покажите несколько меридианов. Они воображаемые, нарисованные на глобусе. Как вы считаете, сколько меридианов можно провести на поверхности Земли?

  • Найдите на глобусе г. Санкт-Петербург. Покажите от него направление на север. Вдоль какой линии вы показываете? Вдоль какой линии надо двигаться из Санкт-Петербурга, чтобы попасть на Северный полюс? чтобы попасть на Южный полюс?

  • Найдите на глобусе г. Москву. Покажите от Москвы направление на север. Вдоль какой линии вы показываете? Эта линия нарисована? Мы можем нарисовать ее сами?

  • Давайте выберем какой-нибудь город в Африке (в Северной Америке, …) и покажем от него направление на север, …на юг. Вдоль каких линий мы показывали эти направления? Эти меридианы были нарисованы или мы сами их мысленно нарисовали?

В процессе выполнения этих заданий ученики усваивают, что:

– проведенные по поверхности Земли кратчайшие линии, соединяющие Северный и Южный полюсы Земли, называются меридианами;
– меридианы – воображаемые линии;
– меридианы показывают направление север – юг;
– двигаясь на север или на юг, мы всегда движется вдоль меридиана;
– меридианы проходят через любую точку на поверхности Земли. Нарисовать меридианов можно множество;
– если меридиан не нарисован через какую-то выбранную точку на глобусе, т.е. на поверхности Земли, то для того чтобы определить направление на север или на юг, надо мысленно или в реальности нарисовать меридиан данной точки (при этом смотреть на нарисованные рядом меридианы).

Отметим, что при обучении младших школьников определению сторон горизонта на глобусе и карте детям необходимо выполнять не только умственные действия, но и внешние: проводить по глобусу и по карте рукой (карандашом, ручкой).

Рассмотрим еще несколько учебных заданий:

  • Мы находимся в Африке, на берегу р. Нил. Давайте покажем направление на север к Северному полюсу.

  • Мы находимся в Южной Америке, на берегу р. Амазонка. Давайте покажем направление на юг к Южному полюсу.

  • Мы находимся на Северном полюсе. В каком направлении мы будем двигаться, если захотим лететь на самолете: а) в Москву; б) в Северную Америку (или в Нью-Йорк); в) в Африку; г) в далекую Австралию?

Все направления – на юг, следовательно, возможно обобщение: в каком направлении можно двигаться от Северного полюса? (На юг.)

  • Мы находимся на Южном полюсе. В каком направлении мы будем двигаться, если захотим лететь на самолете: а) в Южную Америку (или в Рио-де-Жанейро); б) в Африку; в) в Австралию; г) в Москву; д) на Северный полюс (Все на север) – и последующее обобщение: е) в каком направлении можно двигаться от Южного полюса? (Все направления – на север.)

  • Есть ли на Земле точки, где сходятся все меридианы?

  • Есть ли на Земле материк, который пересекают все меридианы?

  • Мы отправляемся на север и хотим совершить кругосветное путешествие. Удастся ли нам его совершить, не меняя направление? (Да, потому что Земля – шар. Мы доберемся до Северного полюса, потом до Южного и вернемся в точку, откуда начали, – или: Нет, потому что мы доберемся до Северного полюса, а оттуда все пути ведут на юг. Следовательно, половину пути мы будем двигаться на север, а половину – на юг.)

РАБОТА С КАРТОЙ ПОЛУШАРИЙ

Работа с картой полушарий осуществляется с опорой на представления, полученные при работе с глобусом.

  • Найдите и покажите на карте полушарий Северный полюс. Чем отличается его изображение на карте от изображения на глобусе? (На глобусе полюс один – точка выхода на поверхность воображаемой земной оси. На карте изображено два полушария, Северный полюс показан точкой в каждом из них.)

  • Найдите и покажите на карте полушарий Южный полюс. Чем отличается его изображение на карте от изображения на глобусе?

  • Как называются линии, которые показывают направление север – юг? Покажите меридианы на карте.

  • Покажите меридиан(ы), который проходит от Северного полюса через Африку до Южного полюса.

После того как ученики научились определять направление север – юг, можно предложить задачи на определение взаиморасположения объектов. Начинать обучение целесообразно с крупных – материков – сразу по карте или по глобусу (на выбор учителя).

Обратим внимание на возможные различия в формулировках заданий:

  • Что расположено севернее – Северная или Южная Америка? (Ожидаемый единственно верный ответ ясен и односложен, а его формулировка достаточно проста.)

  • Покажите (на карте или на глобусе) Северную и Южную Америку. Как они расположены относительно друг друга? (Ответ ясен, но правильными будут разные его варианты: Северная Америка находится севернее – и (или): Южная Америка находится южнее. Это уже два разных суждения.)

  • Покажите: 1) Антарктиду и Австралию; 2) Африку и Антарктиду. Как они расположены относительно друг друга?

  • Далее задания можно несколько усложнить:

  • Расскажите, как расположены относительно друг друга Северная Америка, Южная Америка и Антарктида. Ожидаемый и, казалось бы, элементарный ответ: «Севернее всех Северная Америка, южнее – Южная Америка и еще южнее – Антарктида», можно получить далеко не всегда и (или) не сразу. Ученики вполне могут сказать: «Северная Америка самая северная, а южнее нее Южная Америка и Антарктида». В целом это верно, но неточно. В чем новизна вопроса? Во-первых, в задании речь идет не о двух, как до этого, а уже о трех объектах, во-вторых, положение третьего (Антарктиды) следует определять относительно предыдущего (второго, Южной Америки). Если ученики будут выполнять задание только глядя на карту, как правило, ответ будет неточным; если они последовательно покажут материки рукой (при этом рука зафиксирует движение: первый объект, потом второй – ниже и третий – еще ниже), то они с большей вероятностью сформулируют более точное суждение: южнее и еще южнее. Это еще один пример, иллюстрирующий необходимость совершения младшими школьниками внешнего действия наряду с мыслительным.

  • Назовите, какой океан омывает с севера: 1) Евразию; 2) Северную Америку. (Ученикам, например, умышленно не предлагается определить океан, с севера омывающий Африку (Средиземное море Атлантического океана) или Австралию (не зная условные границы океанов, ученики могут ошибочно назвать Тихий, в то время как речь идет об Индийском).)

  • У Антарктиды все берега – северные. Какие океаны ее омывают?

Затем можно предложить задания на определение взаиморасположения меньших по площади объектов:

  • По карте Северной Америки определите, что расположено севернее: а) Гудзонов или Мексиканский залив; б) Мексиканский залив или Карибское море; в) Панамский канал или Магелланов пролив?

Оговорим, что данные задачи не ставят целью выучивание географической номенклатуры. Составляя такие задания, учитель подбирает объекты, которые легко отыскиваются на карте, чье взаиморасположение четко определяется младшими школьниками.

Лишь после того как ученики научились определять на карте и глобусе направление север – юг, можно переходить к новому: определению направлений запад – восток.

РАБОТА С ГЛОБУСОМ

Ученики увидели и показали на глобусе экватор. К северу и к югу от экватора находятся линии, проведенные от него на одинаковом расстоянии, – их называют параллелями (употреблять формулировку «параллельные экватору» нецелесообразно, так как ученики не знают понятия параллельность прямых). Далее дети могут сами определить основные свойства параллелей – длина, форма, направление:

  • Покажите (проведите рукой по поверхности глобуса) экватор. Какую форму имеет экватор? (Окружность.)

  • Покажите (проведите рукой по поверхности глобуса) несколько параллелей. Какую форму они имеют?

  • Покажите несколько параллелей к северу от экватора. Как изменяется их длина? (Она уменьшается.)

  • Покажите несколько параллелей к югу от экватора. Как изменяется их длина? (Она уменьшается.)

  • Покажите самую длинную параллель. (Экватор.)

  • Какую форму имеет параллель на полюсе? В какую фигуру она превращается? (В точку.)

  • Двигаться вдоль экватора можно либо на запад, либо на восток. Покажите, в каком направлении (или направлениях) можно совершить вдоль экватора кругосветное путешествие. (На запад, на восток.)

  • В каком направлении можно двигаться вдоль параллели?

  • Где на земном шаре можно совершить самое короткое путешествие с запада на восток (или с востока на запад)? (На полюсе – обойти за несколько шагов вокруг точки Северного или Южного полюса.)

РАБОТА С КАРТОЙ ПОЛУШАРИЙ

  • Покажите экватор (проведите рукой по карте полушарий вдоль экватора). Какую форму имеет экватор? (Линия экватора – единственная всегда прямая на картах полушарий.)

  • В каком направлении можно двигаться вдоль экватора?

  • Покажите несколько параллелей. Какую форму имеют параллели на карте? (Все остальные (кроме экватора) параллели – дуги.)

  • Покажите несколько параллелей. Как изменяется их длина?

  • В каком направлении можно путешествовать вдоль параллели?

Затем можно перейти к заданиям на определение взаиморасположения объектов:

  • Вы уже знаете, как – севернее (южнее) – расположены относительно друг друга Северная и Южная Америка. Что еще вы можете добавить, рассказывая об их расположении? (Южная Америка расположена восточнее.)

  • Что расположено восточнее: а) Африка или Австралия; б) Южная Америка или Африка; в) Индийский океан или Австралия?

Еще раз заметим, что, выполняя приведенные задания, необходимо все показывать на глобусе и карте полушарий, чтобы ученики проводили пальцами по глобусу и по картам, проводили линии указкой или карандашом.

Для того чтобы впоследствии научить учеников не просто называть объекты, но рассказывать по карте, следует начинать с малого.

  • Покажите Южную Америку. Расскажите, какие океаны ее омывают.

  • Расскажите, какие океаны и с каких сторон горизонта омывают Евразию.

  • Расскажите, какие материки омывает Индийский океан; Атлантический океан.

После того как ученики овладели элементарными навыками определения взаиморасположения крупных объектов по сторонам горизонта, можно предложить им новые задания:

  • Найдите на карте остров Мадагаскар в Индийском океане. В какой – северной, южной, западной, восточной – части океана он расположен?

  • Найдите на карте реку Амазонка. В какой части Южной Америки она находится?

Амазонка впадает в Атлантический океан. В каком направлении она течет?

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

7. Рассмотрите Физическую карту полушарий в атласе «Окружающий мир. Природа и человек. 1–4 классы» (авт. О.В. Крылова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа. ДиК. 2007 г. – С. 14–15) и проанализируйте методическое оснащение карты (рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент карты полушарий атласа «Окружающий мир. Природа и человек. 1—4 кл.» (авт. О.В. Крылова и др. – М.: Дрофа, ДиК, 2007. – С. 14–15).

Рис. 1. Фрагмент карты полушарий атласа «Окружающий мир. Природа и человек. 1—4 кл.» (авт. О.В. Крылова и др. – М.: Дрофа, ДиК, 2007. – С. 14–15).

8. Предложите задания на определение расположения географических объектов по сторонам горизонта:

1) по карте полушарий;

2) по Физической карте России.

Уже в начальной школе необходимо донести до понимания учеников, что меридианы и параллели обозначаются на всех картах – физических и политических, исторических. Именно с этой целью в атласе сделаны соответствующие врезки (см. рис. 1–2).

9. Рассмотрите политическую карту полушарий в атласе «Окружающий мир. Природа и человек. 1–4 классы» (авт. О.В. Крылова, В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа. ДиК. 2007. – С. 36–37 – «Россия и страны мира») и проанализируйте методическое оснащение карты (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент Политической карты полушарий атласа «Окружающий мир. Природа и человек. 1—4 классы» (авт. О.В. Крылова и др. С. 36–37).

Рис. 2. Фрагмент Политической карты полушарий атласа «Окружающий мир. Природа и человек. 1—4 классы» (авт. О.В. Крылова и др. С. 36–37).

10. Предложите задания на определение расположения географических объектов по сторонам горизонта по карте «Россия и страны мира» (или по политической карте любого учебного атласа для начальной школы).

Подведем некоторые итоги: наличие на карте меридианов и параллелей позволяет определять взаиморасположение объектов по сторонам горизонта и относительно друг друга, т.е. формировать знания учащихся об их расположении на Земле. Если на мелкомасштабном изображении линии направлений отсутствуют, то, строго говоря, его нельзя называть картой. К сожалению, в последнее время широко распространена практика изготовления учебных исторических карт… без градусной сети, без которых невозможно правильно определить направления путешествий, походов войск, направления главных ударов во время военных действий, взаиморасположение населенных пунктов и т.д. Отсутствие градусной сети не просто сужает круг учебных задач и тем самым лишает учащихся источника новых знаний, но, что еще хуже, приводит к ошибкам и неправильным выводам. Не видя меридианы и параллели, ученики обычно начинают ориентироваться по мелкомасштабной карте, как по плану местности, – север вверху, запад слева, восток справа. В результате получаются следующие ошибочные выводы: «Киев находится к западу от Москвы, а Смоленск и Минск – к северо-западу» (см. Атлас «Окружающий мир». М.: Дрофа. Дик, 2005. – Российская Федерация. С. 32–33).

Россия на картах атласов для начальной школы. Уже в начальной школе формируются первоначальные представления о России как о самом большом по площади государстве мира и о составе ее территории. Представляется важным ознакомить учеников с крупными районами нашей страны, тем более что названия Сибирь, Дальний Восток и Центральная Россия, что называется, «на слуху», но при этом правильно объяснить, что есть что и где находится, нередко не сможет не только ученик средней школы, но и иной взрослый. Для того чтобы сформировать знания о территории Российской Федерации, в атлас «Окружающий мир. Природа и человек. 1–4 классы» (авт. О.В. Крылова, В.И. Сивоглазов. С. 28–29) были включены специально составленные картосхемы «Крупные районы России», «Россия – государство огромных расстояний», «Россия – самое большое по площади государство в мире» и др.

Рассматривая карту «Крупные районы России» (рис. 3), учащиеся смогут узнать, что огромная территория нашего государства разделяется на районы, каждый из которых имеет свое название. Прежде всего, речь идет о выделении западной – европейской – и восточной – азиатской – частей страны. Пользуясь Физической картой России, учащиеся могут ответить на вопросы:

Рис. 3. Крупные районы России (см. атлас «Окружающий мир. Природа и человек. 1–4 классы», авт. О.В. Крылова и др. М.: Дрофа. ДиК, 2007. – С. 29)

Рис. 3. Крупные районы России (см. атлас «Окружающий мир. Природа и человек. 1–4 классы», авт. О.В. Крылова и др. М.: Дрофа. ДиК, 2007. – С. 29)

1) Назови и покажи, в каком направлении протяженность России больше – с севера на юг или с запада на восток?

2) Покажи на Физической карте России Уральские горы и реку Урал – условную границу между Европой и Азией. Покажи европейскую и азиатскую части страны. Какая из них больше по площади?

3) Расскажи, в какой части нашей страны – европейской или азиатской – ты живешь.

В европейской части нашей страны находится ее столица Москва, поэтому этот район называется Центральной Россией. Огромная территория, которая находится к востоку от Уральских гор, составляет азиатскую часть нашей страны. Это Сибирь, которая, в свою очередь, разделяется на отдельные территории. С помощью учителя школьники рассматривают карту и определяют, что к востоку от Уральских гор до реки Енисей лежит Западная Сибирь, еще дальше к востоку, между реками Енисей и Лена, – Восточная Сибирь. Часть страны, которая находится еще восточнее и омывается морями (какими?) Тихого океана, называется Дальний Восток.

На этом этапе вновь необходимо обсудить с учащимися, в какой части России они живут, в каких других частях страны побывали они или их родители и знакомые. Еще раз подчеркнем, что работу по формированию у учащихся элементарных, но географически верных пространственных представлений о географическом положении территории своего проживания, ее местоположении относительно близких и дальних пространственных ориентиров, а также относительно крупных природных районов следует начинать уже в начальной школе.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

11. Рассмотрите картосхему «Крупные районы России» в атласе (рис. 3). Составьте учебные задания для учащихся разных классов: 1) по изучению территории нашей страны; 2) на определение места своего проживания. Представьте возможные ответы учащихся.

12. Рассмотрите картосхему «Площадь Российской Федерации» (рис. 4). Составьте учебные задания для учащихся разных классов. Представьте их возможные ответы.

Рис. 4. Площадь Российской Федерации (см. атлас «Окружающий мир. Природа и человек. 1–4 классы», авт. О.В. Крылова и др. М.: Дрофа. ДиК, 2007. – С. 28)

Рис. 4. Площадь Российской Федерации (см. атлас «Окружающий мир. Природа и человек. 1–4 классы», авт. О.В. Крылова и др. М.: Дрофа. ДиК, 2007. – С. 28)

Сравнение площади России с площадью других государств сделано с помощью приема наложения карт. Можность вырезать контуры государств из старого атласа и наглядно продемонстрировать такое наложение на уроке.

Одно из основных специальных картографических умений, которым должны овладеть учащиеся, – умение определить географическое положение объекта, т.е. определить его положение относительно каких-либо пространственных ориентиров, в том числе сторон горизонта и относительно других объектов или явлений природного или социального характера. Начинать обучение этим действиям можно также на примере материков и океанов по карте полушарий.

  • Попробуем определить, в каком – Северном или Южном – полушарии находится Австралия. Какая линия разделяет полушария? Где находится материк относительно экватора? Следовательно, Австралия находится в Южном полушарии.

  • В каком – Северном или Южном – полушарии находится Северная Америка? Какая линия разделяет Северное и Южное полушария? Где находится материк относительно экватора? Следовательно, … .

  • В каком – Северном или Южном – полушарии находится Южная Америка? Какая линия разделяет Северное и Южное полушария? Где находится материк относительно экватора? Следовательно, … .

Кроме Северного и Южного полушарий, выделяют Западное и Восточное, границей между которыми являются нулевой и 180-й меридианы. Следовательно, необходимо предложить учащимся задания на определение положения материков относительно этих линий.

  • В каком – Западном или Восточном – полушарии находится Австралия? Какая линия разделяет полушария? Где находится материк относительно нулевого меридиана? Следовательно, Австралия находится в Восточном полушарии.

  • В каком – Западном или Восточном – полушарии находится Южная Америка? Какая линия разделяет полушария? Где находится материк относительно нулевого меридиана? Следовательно, … .

  • В каком – Западном или Восточном – полушарии находится Африка? Где находится материк относительно нулевого меридиана? Следовательно, … .

Обратим внимание, что при выполнении названных заданий ученикам необходимо проговаривать: «…в Южном полушарии относительно экватора…»; «…в Западном полушарии относительно…» Лишь только после того, как эти знания закрепятся в сознании учеников, они перейдут к более кратким (свернутым), но при этом без ошибок ответам.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

13. Предложите аналогичные задания по определению географического положения океанов относительно полушарий Земли по карте полушарий для учащихся разных классов.

Как уже отмечалось, Политическая карта мира или полушарий – один из видов тематических географических карт, и на ней, так же как и на других картах, показаны материки и океаны, реки и озера. Пользуясь Политической картой мира, можно определить, какую территорию занимает страна, какими океанами или морями она омывается, с какими странами граничит. Как и на других географических картах, на Политической карте мира нарисованы меридианы и параллели. Следовательно, можно определить стороны горизонта и, например, определить, какое государство находится к западу или к югу от России.

Примерное содержание вопросов и заданий

  • По географическому положению государства мира бывают: приморские, континентальные, островные. Приведите примеры разных государств.

  • Назовите государства, пограничные: 1) с Украиной; 2) с Францией; 3) с США и т.д.

  • Взаиморасположение стран по сторонам горизонта:

1) Какая страна расположена южнее – Китай или Индия; Мексика или США?
2) Какая страна расположена восточнее – Китай или Япония?

  • Расположение объектов природы на территории государств: 1) В какой стране протекает самая полноводная река мира – Амазонка? 2) …

Практические работы на основе контурных карт. В разных учебных комплектах предлагаются разные задания по контурным картам. Их полный и подробный анализ не является задачей данной лекции. Отметим, что для начальной школы можно рекомендовать работы:

  • по написанию названий крупных объектов, уже нарисованных на контурной карте, например материков, океанов;

  • по раскрашиванию определенной территории, например материка. При этом не следует давать задания «раскрасить материк так же, как на физической карте», потому что ученики никогда не смогут сами точно нарисовать границы форм рельефа, которые показаны цветом. Можно предложить раскрасить каждый материк своим символическим цветом: например, Африка, как самый жаркий материк – желтая, засушливая и пустынная Австралия – оранжевая, покрытая льдом Антарктида – бледно-голубая, а знаменитая полноводными реками Южная Америка – синяя и т.д.

Можно также раскрасить территории природных зон или отдельных государств (помня, что это трудоемкая работа, требующая много времени) и подписать их названия. Не следует предлагать учащимся самим проводить какие-то границы, например тех же природных зон, так как верно провести их не сможет ни один ученик. Да и смысла в таких заданиях нет.


1 Данная классификация приводится для учителей и не входит в перечень обязательных знаний для учащихся начальной школы.

2 В некоторых учебно-методических комплектах по окружающему миру можно встретить физические карты, содержание которых не соответствует возрастным особенностям младших школьников. Как правило, это относится к картам, скопированным с других учебных пособий для более старших учеников. Не касаясь иных аспектов этой проблемы, отметим лишь, что научить младших школьников работать с такими картами практически невозможно.