Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2008

Я иду на урок

Ольга Чуйкова ,
г. Старый Оскол, Белгородская обл.

Складываем и вычитаем

Математика . 1 класс

Тема. Сложение и вычитание вида ± 1, ± 2 (закрепление).

Цели. Закреплять умение решать примеры вида  ± 1,  ± 2; формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их; повторять последовательность чисел натурального ряда, состав чисел в пределах 10.

Учебные материалы. Учебник «Математика. 1 класс» (авт. М.И. Моро и др.); плакат «Лесная школа», аудиозапись «Голоса птиц», магнитофон; математические веера; карточки с фигурками; рисунки с предметами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы, постановка учебной задачи

Учитель. На сегодняшнем уроке математики мы с вами закрепим умение решать примеры изученных видов, повторим состав чисел в пределах 10, потренируемся в решении простых арифметических задач. Вас ждут интересные и познавательные задания. Будьте внимательны и не отвлекайтесь!

III. Устный счет

У. Мы в лес за наукой сегодня пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем,
Дорогой с пути никуда не свернем.

Во время устного счета два ученика решают примеры на индивидуальных досках.

Игра «Числовая лесенка»

На доске:

– Какую закономерность вы увидели?

Дети. Ответ предыдущего примера является началом следующего.

У. Как называются такие примеры?

Д. Круговые.

У. Ну, вот и попали мы в сказочный лес.
Лес этот полон разных чудес.

Учитель открывает плакат «Лесная школа».

– Давайте прочитаем, где мы оказались.

Д. В лесной школе.

У. Учитель здесь – Мудрая Cова. А кто ученики?

Д. Птицы.

У. Назовите птичек, которых вы видите.

Д. Сорока, дятел, снегирь, воробей.

У. По какому признаку вы определили, что все они птицы?

Д. Тело этих животных покрыто перьями.

У. Правильно. К такому выводу мы с вами пришли на уроках окружающего мира. А вот какое определение можно дать еще.

На фоне аудиозаписи «Голоса птиц» учитель читает текст.

– Птицы – это песня и полет. Это голоса наших лесов, полей, гор, пустынь.
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы – это тайна и красота. Это друзья нашего детства, о них сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Вот кто такие птицы.
Каждая птичка приготовила для вас интересное задание. Первое задание – от сороки.

На доске:

2, 4, 6,…
1, 3, 5, …

– Назовите числа в каждом ряду, установите закономерность, продолжите числовой ряд.

Д. В первом ряду даны четные числа. Следующими будут числа 8, 10.
– Во втором ряду даны нечетные числа. Следующими будут числа 7, 9.

У. Увеличьте 2 на 1, 4 на 2, уменьшите 6 на 1, 8 на 2.

Д. 3, 6, 5, 6.

У. Какое среди чисел второго ряда является магическим?

Д. 7.

У. Почему?

Д. Оно часто встречается в названиях сказок, упоминается в пословицах и поговорках.

У. Какие пословицы с этим числом вы знаете?

Д. Семеро одного не ждут.

– Семь раз отмерь – один раз отрежь.

У. В названиях каких сказок есть число 7?

Д. «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

У. Возьмите в руки математический веер. Следующее задание – от дятла.

На доске:

– А теперь веселые задачи от снегиря:

Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело:
Сколько всех их прилетело?

Девять белых голубей на крыше сидели,
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажи мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей?

Три снегиря и шесть синиц.
Ребята, сколько всего птиц?

– Задача на смекалку – задание от воробья. Сосчитайте, сколько голубей нарисовал художник?

Дети рассматривают рисунок на с. 101 учебника.

Д. 8 голубей.

Проверяется индивидуальная работа у доски:

6 + = 7
5 – = 4
+ 2 = 5
3 – = 1

– 2 = 6
3 + = 4
8 + = 9
+ 1 = 3

IV. Закрепление пройденного материала

У. А следующее задание вы будете выполнять самостоятельно. Посмотрите на карточки с фигурками. Выберите столбик с примерами, соответствующий вашей фигурке. Решите эти четыре примера.

На доске:

6 – 1 * 5
4 + 2 * 7
3 – 1 * 4
2 + 2 * 3
8 – 1 – 1 =
5 + 1 + 1 =
6 – 1 + 1 =
2 + 1 + 1 =
3 – 1 =
2 + 1 =
4 – 1 =
5 + 1 =

После выполнения заданий осуществляется проверка.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

На доске – синие и красные большие и маленькие треугольники и четырехугольники.

У. Как можно одним словом назвать эти фигуры?

Д. Многоугольники.

У. Разделите эти фигуры на две группы разными способами.

Д. По цвету – синие и красные.

– По размеру – большие и маленькие.

– По форме – треугольник и четырехугольники.

У. Молодцы! А теперь составьте по картинке задачу и решите ее.

Д. На одной ветке 3 снегиря, на другой – 2. Сколько всего птиц?

У. О ком эта задача?

Д. О птицах.

У. Что о них известно?

Д. На первой ветке – 3 снегиря, на второй – 2 снегиря.

У. Что требуется найти?

Д. Сколько птиц всего?

У. Как запишем решение?

Один ученик записывает решение на доске:

3 + 2 = 5 (п.)

Ответ: 5 п.

– Откройте учебник на с. 109. Мы будем решать примеры из упражнения № 17 «цепочкой», комментированно. Записываем только ответы.

Дети выполняют задание.

– Последнее задание – от Мудрой Совы.

У каждого из вас на партах лежат рисунки с изображением птицы. Ваша задача – раскрасить птичку, сделать ее яркой и пестрой. А помогут вам в этом примеры, потому что каждый ответ будет соответствовать определенному цвету: 5 – красный, 4 – синий, 3 – желтый, 2 – зеленый.

Под музыку дети выполняют задание самостоятельно.

VII. Итог урока

У. Наш урок заканчивается. Подведем итог. Что вы делали на сегодняшнем уроке?

Д. Решали примеры, задачи, повторили состав числа 7, сравнивали выражения.

У. В какой школе мы с вами побывали? Кого там встретили?

Д. Мы побывали в лесной школе, встретили там птичек: сороку, дятла, снегиря, синичку, воробья.

У. Можно ли сказать, что птицы – наши пернатые друзья? Почему?

Д. Да. Они приносят большую пользу, радуют нас своим пением и красотой.

У. Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей обширной чудесной Родины! Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им!

Подготовленные ученики читают стихотворение З.Александровой «Птичьи песни»:

Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов.
Я знаю все, о чем поют
Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери –
Зачем тебе они?

Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат».

Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –
Они и там, и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.

От кровожадных комаров
Покоя летом нет –
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!»

И мы не будем разорять! –
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.