Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2008

В союзе с психологией

Марьяна Михайловна Безруких ,
доктор биол. наук, академик РАО, директор института Возрастной физиологии РАО

Готовность к обучению в школе:

проблемы подготовки и трудности в обучении

Начало учебного года – время и радостное, и тревожное. Успешная адаптация в первом классе во многом зависит от того, насколько ребенок готов к обучению в школе. Свою точку зрения на проблему «предшкольной подготовки» в интервью газете «Начальная школа» высказывает академик РАО, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Михайловна БЕЗРУКИХ.

Продолжение. См. № 17/2008

www. photo-blog.ru

В последнее время можно услышать сетования учителей начальных классов на то, что дети приходят очень разные, разного возраста, с разной подготовкой, и это создает большой комплекс проблем. Нужна ли предшкольная подготовка?

М.М. Действительно, за последние 15 лет в России сложилась система предшкольной подготовки детей: есть так называемые развивающие группы, есть дошкольные гимназии. Эти группы могут быть организованы в системе дополнительного образования, при детских садах и школах, есть варианты частных групп, но вне зависимости от названий и форм организации занятий в большинстве из них детей учат читать, писать, считать. Разумеется, подготовка к школе ведется во всех дошкольных образовательных учреждениях, однако нередко ребенок ходит и в детский сад, и в группу подготовки к школе. Думаю, это связано и с возросшими требованиями школы к подготовке детей, и с тем, что система развития и воспитания в детском саду требует изменений. Предшкольная подготовка необходима каждому ребенку. Конечно, ее формы могут быть разными: кто-то будет заниматься с ребенком дома, кого-то будут водить в группу 2–3 раза в неделю, с кем-то будут заниматься в детском саду.

Может быть, лучше готовить всех детей в детском саду, как было раньше?

М.М. Если бы 20 лет назад сказали, что больше половины детей ходить в детский сад не будут, то мы бы сильно удивились. Тогда больше 90% детей готовились к школе именно в детском саду, и «детсадовская» система подготовки осталась до сих пор. Другой вопрос – что ее нужно менять. Однако теперь в детские сады ходят не более 40% детей – это в среднем по России. Есть регионы, где в детские сады ходят 20% детей. А есть места, где ребенка записывают в детский сад в момент рождения, но он в него так и не попадает. Думаю, что в ближайшие годы ситуация кардинально не изменится.

Получается, что за воспитание и обучение дошкольника отвечают родители, они же и платят.

М.М. Та подготовка, о которой мы говорим, во всем мире называется доначальным образованием. К нам этот термин пока еще не пришел, но работа с ребенком, как правило, начинается за год-два до школы. Эту работу в большинстве стран оплачивает государство. Например, в Англии с прошлого года подготовка к школе начинается с 3–4 лет – это 12 оплачиваемых часов в неделю.
В Министерстве образования и науки мы обсуждали вопрос о том, может ли государство позволить себе оплачиваемую доначальную подготовку детей с 5,5 до 6,5 лет, то есть за год до школы для всех детей, и можно ли это сделать. Можно, и вопрос этот вполне разрешим. Разумеется, это пока только проект, но представим себе, что мама ребенка 5,5 лет получила сертификат на 12 оплаченных часов в неделю. Ребенку нужен логопед, а этот сертификат действует как оплата логопеду. Ребенку нужны занятия в группе подготовки к школе – это 2 раза в неделю по 3 занятия – еще 6 часов, и она ведет ребенка в группу подготовки к школе. Возможно посещение музыкальной школы и (или) спортивной секции.
На мой взгляд, 12 часов – оптимальный вариант организации комплексной и системной подготовки ребенка к школе.

Статья опубликована при поддержке сайта газеты "Вечерняя Москва", на интернет-страницах которого представлены материалы, представляющие интерес для самого широкого круга читателей. Причем читателей не только из столицы, но и из самых разных уголков нашей страны. Например, информация об особенностях английского образования на портале http://vm.ru/, думаем, заинтересует не только столичных старшеклассников и выпускников, но и молодых людей со всех уголков нашей страны, которые хотят получить или продолжить свое образование в лучших британских учебных заведениях. Кроме того, сайт vm.ru - это городские новости режиме онлайн, а также самая актуальная информация о важных, значимых и просто интересных событиях в мире политики, экономики и бизнеса, культуры и спорта, образования и науки.

Как, по вашему мнению, должна быть организована подготовка к школе?

М.М. К сожалению, на подготовительных занятиях часто проводятся уроки чтения, письма, математики, но это просто «натаскивание», а не комплексная и системная работа по развитию ребенка. Подготовка к школе – это и личностное, и социальное, и физическое, и познавательное развитие. Причем, и это стоит отметить особо, занимаясь с ребенком, невозможно развивать какую-то одну сторону познавательной деятельности, например речь или моторику, внимание или память. В любом случае, играя с ним, мы способствуем развитию многих познавательных функций. Важно правильно выстроить систему занятий и заданий, игр, действий, которые ему предлагаются. Важно, чтобы было интересно, так как внимание в дошкольном возрасте поддерживается прежде всего интересом. Важно, чтобы любое занятие давало положительный эмоциональный настрой.

Вы автор большого комплекта развивающих тетрадей для подготовки к школе. К какой программе готовит ваш комплект «Ступеньки к школе»?

М.М. Этот комплект не предназначен для подготовки к какой-либо конкретной программе обучения, так как это система комплексного развития ребенка. Основные принципы и подходы, методы работы, на основе которых выстроены все 13 тетрадей, разрабатываются в нашем институте более 20 лет. Это очень серьезные комплексные исследования функционального развития ребенка и только потом – выход в практику, который позволяет уже работать учителю, родителю, психологу, любому специалисту с детьми предшкольного возраста в соответствии с его возможностями и особенностями.

Расскажите подробнее о развивающих тетрадях комплекта «Ступеньки к школе».

М.М. Во-первых, я должна заметить, что в комплект входит методическое пособие для педагогов и родителей, которое так и называется – «Ступеньки к школе». В этом пособии есть разделы, которые помогут понять, как растет и развивается школьник, как организовать занятия, есть ли особенности занятий с леворукими, медлительными, гиперактивными, часто болеющими детьми, и даже как определить готовность к школе, а каждая из 13 тетрадей имеет какое-то одно ведущее направление занятий. Например, тетрадь № 1 «Тренируем пальчики» – развитие мелкой моторики. Но хочу еще раз подчеркнуть – есть ведущее направление, но все задания в каждой тетради выстроены так, что способствуют развитию организации деятельности, внимания, памяти, мышления и т.п.

Имеет ли какую-то специфику подготовка к школе в группах временного пребывания?

М.М. Во-первых, это небольшая продолжительность каждого занятия, Во-вторых, небольшое количество занятий. Если в течение дня проводятся 2–3 занятия по 20–30 минут, то в общей сложности (даже если есть часовая прогулка между вторым и третьим занятиями) это займет 2 часа. Как показывает наш опыт – а мы пробовали и изучали разные варианты, – таких занятий в течение дня и недели может быть не больше трех, этого вполне достаточно. За год системной и комплексной работы можно сделать очень и очень много.

Какие преимущества имеет организация работы в группах временного пребывания?

М.М. Во-первых, эффективность использования помещений и оборудования. В течение дня в одном помещении может проработать три группы, и тогда не будет разговоров о нехватке помещений, оборудования и т.д.
Во-вторых, эффективность использования квалифицированных специалистов: одно дело, когда специалист целый день занимается с одной группой, а другое – когда он может поработать в трех.
В-третьих, эффективность использования времени. Ребенок 5–6 лет способен сконцентрироваться, работать внимательно, интенсивно и с высокой отдачей не более чем 3 раза в неделю и не более чем на 3 занятиях по 20 минут. Это 20-минутные игры-занятия в разной форме, в разных вариантах, потому что основная деятельность ребенка дошкольного возраста, конечно же, – игра. Но это может быть игра-занятие в виде выполнения определенного задания.
Пожалуй, самое главное – это возможность индивидуальной работы. Мы рекомендуем группу не меньше 7 и не больше 12 человек.
В этом случае и ребенок, и педагог готовы взаимодействовать. Небольшую группу можно разбить на еще меньшие для проведения определенного вида занятий в зависимости от деятельности, от умения ребенка воспринимать речевую инструкцию, сосредоточиться на определенном виде деятельности и т.п. При такой работе можно использовать самые различные сочетания развивающих тетрадей: одному нужно сделать упор на развитие моторики, другой может слушать сказку, чтобы ее пересказать. Эта естественная вариативность вытекает из индивидуальных особенностей ребенка. А без их учета выстроить эффективную программу невозможно.
И последнее преимущество – это возможность эффективного взаимодействия с родителями. Ничто не дает такого эффекта при работе с дошкольником, как присутствие родителей. Они многому учатся, причем учатся потому, что наблюдают работу воспитателя и педагога, и не только со своим ребенком, учатся в реальной ситуации общения и обучения. В дальнейшем это идеальные родители-волонтеры – ваши помощники, что поможет вам также индивидуализировать работу.

Вы считаете, что необходима индивидуальная работа при подготовке к школе?

М.М. Да, фронтально работать с дошкольниками практически невозможно. Это связано с тем, что «ножницы» биологического и паспортного возраста достигают в дошкольном и младшем школьном возрасте 1,5–2 лет.
В первый класс приходят дети разного паспортного возраста. Хорошо, что родители теперь научились лучше видеть биологический возраст и пытаются понять, по силам ли будет ребенку школа. А значит, они, пусть даже интуитивно, учитывают его биологический возраст. И поэтому в первом классе могут быть дети и 6,5 лет, и 7,5, и 8,5, функционально находящиеся примерно на одном уровне биологического развития. Это еще раз показывает, что при подготовке к школе нужно также учитывать особенности индивидуального развития каждого ребенка.

Есть ли такие учебно-методические комплекты, по которым такую подготовку могли бы вести не только педагоги  и воспитатели, но и родители?

М.М. Есть два таких комплекта, разработанных с учетом возрастных особенностей развития ребенка. Первый – УМК «Азбука» (авт. М.М. Безруких и Т.А. Филиппова, изд-во «Ювента»), включающий уникальную «Азбуку» для совместной работы взрослых и ребенка, 4 развивающих тетради к «Азбуке» и 8 развивающих тетрадей по темам «Одежда», «Овощи», «Время» и т.п., а так- же специальную тетрадь «Учимся писать буквы». Второй – УМК «Ступеньки к школе», включающий методическое пособие и 13 развивающих тетрадей, и «Ступеньки к грамоте», включающий 5 развивающих тетрадей (авт. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, изд-во «Дрофа»). Эти комплекты уже в течение 10 лет используются при подготовке детей к школе и в детских садах, в группах временного пребывания и при индивидуальной работе с детьми. Сейчас по этим комплектам работают с дошкольниками более чем в 40 регионах России.

И последнее – для чего нужна подготовка к школе?

М.М. Если подготовка к школе комплексно, рационально организована, учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, то есть надежда на успешную адаптацию в школе, снижение вероятности возникновения школьных трудностей, сохранение физического и психического здоровья наших детей.