Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2008

В союзе с психологией

Наталия Шкуричева ,
педагог-психолог школы № 971, г. Москва

Как научить первоклассника общаться?

Мы знаем, что сегодня многие дошкольники не посещают ни детские сады, ни другие детские коллективы, поэтому неготовность первоклассника к общению с ровесниками – одна из проблем начальной школы. От грамотного подхода к ней зависит успешность адаптации ребенка, его эмоциональное, физическое состояние. Наталия ШКУРИЧЕВА, педагог-психолог школы № 971 г. Москвы, рассказывает о способах решения проблемы, отвечая на вопросы родителя и учителя.

Родитель. Помогите, пожалуйста, разобраться в проблеме! Моему сыну-первокласснику Толе 6,5 лет. Он умный, сообразительный мальчик, умеет хорошо читать, писать, знает много сказок и стихов. Учиться ему нравится. Но почему-то с ребятами из класса он мало общается: учительница говорит, что Толя всегда один на перемене сидит за партой или стоит в сторонке и смотрит, как другие дети играют. На уроке, даже зная ответ на вопрос, не поднимает руку, чтобы ответить. После школы все ребята во дворе бегают, общаются, а мой ребенок предпочитает одиночество. На вопрос: «Как зовут твою соседку по парте?» – Толя задумчиво отвечает: «Не знаю». Когда спрашиваешь сына: «С кем из ребят в классе ты успел познакомиться, подружиться?» – он говорит: «Со всеми». Меня очень беспокоит поведение моего ребенка: знаю, как тяжело быть одному. Как исправить эту ситуацию? Чем я могу помочь своему мальчику?

Ольга Б., г. Москва

Психолог. Уважаемая Ольга! Ситуация, которую Вы описываете, связана с довольно распространенной проблемой современных первоклассников – недостаточно развитыми навыками и умениями общаться и взаимодействовать со сверстниками. Очень позитивно то, что Вы, Ольга, понимаете и осознаете важность успешного вхождения Вашего ребенка в коллектив сверстников. От характера межличностных отношений с одноклассниками, эмоционального состояния ученика зависит успешность его адаптации к школе. Теперь давайте рассмотрим пути разрешения трудностей Вашего сына.

1. Постоянно интересуйтесь школьной жизнью ребенка, чаще задавайте ему вопросы: «Что нового ты сегодня узнал?», «С кем ты сегодня играл, разговаривал на перемене?», «Как зовут твою соседку по парте? Чем она больше всего любит заниматься? Что больше всего любит делать?» – и т.д.

2. Если ребенок подружился с кем-то из одноклассников, постарайтесь организовывать совместную деятельность детей после школы: можно пойти вместе погулять в парк, чтобы поиграть в мяч; пригласить друга домой и собирать вместе конструктор, рисовать, организовать чаепитие; очень хорошо сплачивают детей совместные посещения театра, кино, музея.

3. Не навязывайте малышу своих предпочтений в выборе друзей! Ошибку совершают родители, которые говорят: «Какой хороший мальчик Никита! Постарайся подружиться с ним. А вот Алеша – драчун, не подходи к нему». Для развития навыков общения первокласснику необходимо уметь выстраивать межличностные отношения с разными детьми: общительными, малоразговорчивыми, тревожными, агрессивными, конфликтными и т.д.

4. Не торопите первоклассника с выбором товарища. Помните, что в адаптационный период (который продолжается около двух месяцев) первокласснику непросто осваивать новые для него роли: «Я – ученик», «Я – член ученического коллектива». Ученику только предстоит найти свое место в коллективе сверстников. Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому одному первокласснику удается быстро найти себе друзей, другому требуется время, чтобы «присмотреться» к товарищам, третьего устроит так называемое «камерное общение», т.е. у него будет один близкий друг, и только с ним ему будет комфортно.

5. Бережное отношение к личности ребенка, к его потребностям, интересам, уважительные манеры общения в семье, терпеливое выслушивание рассказов о школе помогают наладить, сохранить эмоционально-положительные отношения первоклассника с родителями и послужат примером для построения общения с одноклассниками. Понаблюдайте за своим общением с другими людьми (на работе, с родственниками, в общественных местах – как Вы общаетесь, какой у Вас стиль взаимоотношений). Вспомните, каким ребенком, подростком были Вы, каким образом находили себе друзей, какие трудности испытывали в коллективе сверстников. Это поможет Вам отделять собственный эмоциональный опыт общения от индивидуального стиля отношений Вашего ребенка и не переносить свои проблемы на него.

6. У каждого человека, в том числе и у первоклассника, имеют место конфликтные ситуации: «не уступают друг другу», «толкаются, дразнят, смеются над другими» – так описывают учителя конфликты между детьми. Ваша задача – научить своего малыша проговаривать эти ситуации: пусть ребенок поделится с Вами тем, что с ним произошло в школе. А затем Вы вместе смоделируете ситуацию конструктивного решения, выхода из нее. Хотя решение будет только воображаемым, но, во-первых, первоклассник выразит свои чувства, т.е. снимет эмоциональное напряжение; во-вторых, он будет видеть Ваше участие в его проблеме и приобретет опыт разрешения конфликта.

7. Радуйтесь вместе с ребенком каждому положительному моменту общения с одноклассниками. Например, Ваш ребенок рассказал о том, как он помог своему товарищу, например, поделился своей ручкой на уроке, преодолел страх перед выступлением у доски. Активно выражайте свои чувства: «Молодец!», «Как же я рада, что...», «Мне так приятно слышать о...», «Я горжусь тобой, потому что...» – и т.д.

Учитель начальных классов. У меня в классе есть такой ребенок, который трудно привыкает к школе: на переменах ни с кем не общается – или раскрашивает рисунки за партой, или просто сидит, разглядывая одноклассников. Мальчики с ним не играют – не принимают в игру. В столовую ходит всегда один и самый последний. Учится хорошо, все выполняет, а вот с ребятами не может общаться. Что делать с этим ребенком? Может быть с родителями побеседовать?

Наталья Витальевна, г. Москва

Психолог. Уважаемая Наталья Витальевна!

Все больше учителей начальных классов волнует эмоционально-психологический комфорт ученика в школе, так как во многом от этого зависит школьная успешность!

Причинами трудностей в межличностных отношениях первоклассников в адаптационный период являются:

  • неготовность к взаимодействию со сверстниками в новой парадигме деятельности;

  • неумение совместно действовать, неготовность сотрудничать в больших группах;

  • плохое знание детьми друг друга: многие учащиеся не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними;

  • достаточно высокий уровень детской школьной тревожности, характерный для первых недель учебы в новом коллективе.

А между тем перед учителем стоят непростые первоочередные задачи, от решения которых зависит личностное развитие каждого ребенка. Так, у первоклассника необходимо сформировать:

  • эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности (желание работать вместе с одноклассниками, позитивные эмоции, уверенность в успехе);

  • адекватную эмоциональную реакцию на ошибки и неуспех деятельности – своей или товарища;

  • адекватную положительную самооценку.

Исследования показывают, что успешная адаптация к коллективу, а следовательно, и полноценное развитие первоклассника формируются в совместной деятельности на уроке и во внеучебное время. С первых дней используйте совместную работу на уроках (парную, групповую), в ходе которой первоклассники будут учиться взаимодействовать друг с другом, общаться.

Начинайте с парной работы, затем постепенно предлагайте ученикам групповые формы.

Работа в паре помогает каждому первокласснику сформировать такие важные качества и умения школьника, как:

  • желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности;

  • умение презентовать себя – рассказывать о себе, о своих возможностях;

  • умение строить деловые отношения в совместной деятельности на уроке (принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения результата предложенной задачи).

Обучение навыкам сотрудничества стройте на доступном для ребят учебном материале; на знаниях, которые актуальны для них; на опыте, который знаком каждому.

Статья опубликована при поддержке Психологической студии "Эмоут", специалисты которой помогут разобраться в сложных отношениях, избавиться от внутреннего беспокойства, найти причину преследующих неудач и вернуть душевный комфорт. Очень часто люди, испытывающие трудности в общении, имеющие проблемы с самооценкой, страдающие от различных фобий и зависимостей, получившие психологические травмы, находящиеся в состоянии стресса или депрессии, пытаются решить свои проблемы самостоятельно и только усугубляют свое состояние, ухудшают и без того трудную жизненную ситуацию. А ведь своевременная психологическая помощь - это путь к выходу из кризиса. На сайте tvoypsyholog.ru Вы можете получить онлайн консультацию психолога или записаться на прием к специалистам, которые Вас выслушают и окажут всестороннюю поддержку, найдут причину и помогут разобраться в проблеме. А это значит, что Ваша жизнь постепенно вновь начнет наполняться яркими красками и положительными эмоциями. Поверьте, даже из самой сложной ситуации всегда есть выход, а психологическая студия "Эмоут" поможет Вам его найти.

СОВЕТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОКЛАССНИКОМ

1. Помимо активного включения ребенка в парную и групповую работу с одноклассниками, Ваша задача – с первых дней узнать, чем больше всего интересуется ребенок.

2. Необходимо больше общаться с семьей. Все это поможет понять причины эмоциональных состояний первоклассника.

3. Чаще хвалите ребенка, много общайтесь персонально, подбадривайте, включайте невербальные формы общения (дотроньтесь, приласкайте).

4. Желательно, чтобы такой ученик имел доброжелательного, общительного соседа по парте.

5. Рассказывайте об успехах ученика родителям, создавайте оптимистический настрой в общении: помните, что они нуждаются в Вашей поддержке не меньше, чем их сын.

Мы все хорошо осознаем, что преодоление любых школьных затруднений ребенка возможно только в содружественной деятельности учителя, родителей, психолога (логопеда, социального педагога). Направив общие усилия на устранение причин трудностей, мы постепенно и планомерно сможем помогать нашим детям их преодолевать.