Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2008

Праздники

Ольга Карпичко ,
учитель ЦO № 118, г. Москва

Праздник Букваря

Сцена 1

Ведущая 1. Дорогие ребята! Сегодня у нас большой праздник. Вы закончили первую книгу – Букварь. Совсем недавно, первого сентября, вы переступили порог школы и стали учениками. За это время вы научились читать и писать, а научил вас этому наш умный, интересный, занимательный Букварь. Сегодня мы должны с ним попрощаться. Но знания, которые он нам дал, мы возьмем с собой.

Звучит музыка из мультфильма «Чунга-Чанга». На сцене появляется африканский мальчик Чанга, оглядывается по сторонам. Он кидается на пол, делает вид, что ловит жука.

Чанга (показывает на жука). Тыгыр!

Жестами объясняет, что вкусно. Видит, что остался один, пугается, хочет убежать.

Ведущая 1. Постой, ты кто?

Чанга показывает, что не понимает.

– Я (ударяет себя ладонью в грудь) Ольга Владимировна. Нет, надо проще: я Оля. А ты?

Чанга. Нет, ты. Чанга. Чанга искать Чунга.

Ведущая 1. А-а, тебя зовут Чанга. Чанга живет на острове Чунга-Чанга. Ты ищешь своего друга Чунгу?

Чанга радостно кивает, подходит к детям, указывает на одного.

Чанга. Чунга?

Ведущая 1. Нет, это Сергей.

Чанга (утвердительно). Чунга.

Показывает на другого ребенка.

Ведущая 1. Нет, это Маша.

Чанга (растерянно). Он – Чунга?

Ведущая 1. Да нет же, это Дима.

Чанга. Где Чунга?

Ведущая 1. Милый Чанга, его нет на празднике Букваря.

Чанга. Букваря? Кто такая?

Ведущая 1. Букварь – это такая книга, по которой учатся читать в школе.

Чанга. Школе? Кто такая?

Ведущая 1. Не школе, а школа, и не кто такая. Это такой дом, где ребята учатся.

Чанга (вопросительно смотрит). Дом?

Ведущая 1. Ну, это такой вигвам (показывает). Туда ходят учиться.

Чанга. Учиться? (Повторяет, прислушивается к слову.) Учиться? Кто такая?

Ведущая 1. Это когда показывают, как писать буквы, читать слова. Понял?

Чанга (вопросительно смотрит). Понял?

Ведущая 1. Ребята, помогите мне! Давайте споем для Чанги песню про школу.

Дети поют песню «Чудо-школа» на мотив «Чунга-чанги».

– Теперь ты что-нибудь понял?

Чанга (отрицательно качает головой, повторяет слова.) Поставят пят, поставят пят.

Ведущая 1. Поставят пять, а не пят. Пятерка – это самая хорошая отметка в школе.

Чанга. Понял, понял! (Гладит себя по голове.) Хороший! (Подходит к детям, гладит их по головам.) Пятерка, пятерка! Хороший!

Ведущая 1. Да нет же, это отметка хорошая, а не ребята! Ребят зовут (называет несколько имен). А вот про отметки они нам сейчас расскажут стихотворение.

Ученики читают стихотворение А.Л. Барто «Звонки».

Ведущая 1. Ну, теперь, Чанга, ты понял, что такое школа, отметка?

Чанга. Понял, учиться! Чанга учиться! Учиться бегай, прыгай, лазай баобаб, лови тыгыр, стреляй бакыр!

Издает воинственный клич.

– Чанга хотеть учиться с ними в ваша школа!!!

Ведущая 1. Сомневаюсь, Чанга, что ты сможешь учиться с этими ребятами, ведь они уже скоро заканчивают первый класс и пойдут во второй. А тебе нужно учиться с теми ребятами, кто только пойдет в первый класс. А еще тебе нужен Букварь. Послушай стихи об этой замечательной книге.

Дети по цепочке читают стихи:

Секреты все от А до Я
Есть под обложкой Букваря.

Перелистав страницы,
Ты сможешь научиться
Читать стихи, рассказы
И много разных сказок.

Освоив буквы, слоги,
Ты сможешь без подмоги
Войти в огромный мудрый круг,
Где книга – самый лучший друг.

На свете много книжек есть,
Ты сможешь все потом прочесть.

Хочешь плыть по океанам,
Опуститься в глубину,
Побывать во многих странах,
Прилуниться на Луну.
Быть отважным следопытом
В чащах вековых?
Все пути тебе открыты
На страницах книг.

Секреты все от А до Я
Хранят страницы Букваря.

Ведущая 1. Вот с какой необыкновенной книгой прощаются сегодня наши первоклассники! А ты, Чанга, будешь изучать по ней грамоту, когда придешь в школу первого сентября.

Сцена 2

Звучит музыка. На сцене появляется Букварь.

Букварь (кашляя). Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Вы меня, надеюсь, узнали? Да, я ваш старый добрый знакомый – школьный Букварь. И многих из вас я хорошо помню. Да и ваших пап и мам я помню такими же непоседами, как и вы. Вон вижу – сидит Оксана. Помню, когда она была первоклассницей, закричала как-то утром дедушке: «Дед! Когда будешь собирать мне портфель, ничего не перепутай. А то вчера собрал, я проверила, и оказалось, что вместо кроссовок на физкультуру ты положил мне свои рыбацкие сапоги...» О-о, а вот Алешка сидит. То есть он теперь Алексей Сергеевич! А помнишь, Алешка, ты проспал и, не успев протереть глаза, упал с дивана, и на лбу у тебя выросла огромная шишка. Твоей младшей сестренке стало жалко тебя, и она, стараясь тебе помочь, сказала: «Давай-ка я ее молотком забью!» А вон еще вижу Бореньку – простите, Борис Филиппович! Учительница как-то его спросила: «В каком месяце
28 дней?» – а он ответил: «В каждом месяце, а в некоторых даже и больше!»

Букварь кашляет и кряхтит.

Ведущая 2. Ольга Владимировна! Не кажется ли вам, что наш дорогой Букварь сегодня плохо выглядит?

Ведущая 1. Вы тоже обратили на это внимание? Что с тобой, уважаемый Букварь? Уж не заболел ли ты?

Букварь. Да, я очень плохо себя чувствую! Дело в том, что на мои страницы пробрались ошибки и опечатки.

Ведущая 2. Это недопустимо, ведь по учебникам с ошибками и опечатками учиться грамоте невозможно! Надо что-то срочно предпринимать!

Ведущая 1 (задумавшись). Я знаю, что делать! Ребята только что закончили изучение Букваря и смогут исправить все ошибки и опечатки.

Букварь. Спасибо, друзья! Я знал, что вы не оставите меня в беде!

Сцена 3

Ведущая 2. Итак, открываем первую страницу!

Звучит музыка, Букварь прячется. Появляется Фея. Она плачет.

Фея. Бедная я, несчастная! На моей странице все слова и схемы пропали. Кто же мне поможет их вернуть?

Ведущая 2. Не волнуйся, милая Фея! Давай-ка, разберемся по порядку!

Ведущая предлагает детям задания на соотнесение звуковых схем и слов.

Ведущая 1. Молодцы! Справились с первым заданием. А второе задание под силу выполнить нашим замечательным первоклассникам. Поднимите руку, кто знает, что показывают эти схемы. Какие бывают звуки? Расскажите нам о них.

Дети читают стихи:

Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.

Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбели Аленку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Вот какие разные
Бывают те согласные –
Звонкие, глухие –
Вот они какие!

Мягкие, как в слове нёс,
Твердые, как в слове нос,
Долгие и нет –
Вот какой секрет!

Ведущая 2. Вы все, конечно, помните, как составляются звуковые схемы. Поэтому, чтобы было интереснее, мы проведем игру. Ольга Владимировна, объясните условие нашего соревнования.

Дети из цветных фигур составляют схемы к заданным словам. Игру можно провести между классами (если участвуют несколько классов) или между командами одного класса.

Сцена 4

Фея. Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли!

На сцену выходит Незнайка.

Незнайка. О, привет, Фея!

Фея (убегая). Привет, привет, Незнайка!

Незнайка. А что это ты такая счастливая? Куда ты полетела такая веселая?

Смотрит на ее страницу.

– А, ну понятно! Везет этим девчонкам! Все время они вперед успевают! Уже всю страницу в порядок привела, а я даже не знаю, как это и сделать!

Чешет голову, поворачивается.

– Ой, здрасьте! Может, вы мне поможете?

Ведущая 2. Поможем, ребята? Кто догадался, какая ошибка пробралась в верхнюю часть странички Незнайки?

Дети. Буквы перепутались местами.

Ведущая 2. А помогут нам вернуть буквы на место стихи, которые прочтут для вас сейчас ребята!

Дети читают стихотворение И. Токмаковой «Букваринск». Затем ведущие предлагают задания, которые в игровой форме помогают повторить алфавит. Дети поют песню про Азбуку.

Незнайка. Ура! И на моей странице порядок навели! Сам бы я ни за что не справился! Спасибо вам, ребята! Я пошел!

Сцена 5

Ведущая 1. Ну что ж, на этих страницах уже все в порядке. Давайте пойдем дальше, и посмотрим, какие приключения нас ждут там!

На сцену выходит Василиса и знаками объясняет, что не может говорить.

Ведущая 2. Да, видно, и на эту страницу пробрались ошибки и опечатки! Давайте, ребята, все внимательно рассмотрим. Наверное, Василиса сможет говорить, если мы исправим ошибки на этой странице.

Дети исправляют ошибки в правилах.

Василиса. Спасибо вам большое, ребятушки! Только это полдела! На моей странице еще были изображены герои разных сказок. Да забыла я, как эти сказки называются, а помню только, о чем в них говорится. Но я же Василиса Премудрая, поэтому вопросы мои очень мудреные. И под силу ответить на них только тем, кто помогает нашим ребятам учиться.

Ведущая 1. Обычно ребятам помогают родители. Давайте воспользуемся их помощью.

Василиса. В какой сказке говорится о бесправном положении мужчины-кормильца в семье? (А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
В какой сказке говорится о художественном уровне некоторых вокально-инструментальных ансамблей? (Братья Гримм. «Бременские музыканты».)
В какой сказке говорится о тяжелых последствиях плохого состояния средств пожарной безопасности? (С. Маршак. «Кошкин дом».)
В какой сказке говорится о пагубном последствии непослушания и питья? (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

Дети, сидящие в зале, отвечают.

– Спасибо вам, люди добрые, за помощь вашу!

Сцена 6

Старшеклассники разыгрывают сценку.

Действующие лица:

Автор,
Иван Федоров,
Иван Грозный,
митрополит Макарий,
Петр Мстиславец (помощник).

Гаснет свет. Звучит колокольный звон. На сцену выходят Иван Грозный и Макарий.

Митрополит Макарий (кланяется). Здоров ли ты, светлый Царь? Что привело тебя ко мне?

Иван Грозный. Совет твой нужен, владыка! Решил я завести в Москве Печатную избу. Ты же, Макарий, провел всю долгую жизнь свою среди книг, летописей, художников и писцов. Подскажи, есть ли на Москве достойный человек, коему это новое трудное дело поручить можно?

Митрополит Макарий. Есть у меня такой человек – дьякон Иван Федоров. Как воин оружием, украшен он премудростью, хитер, разумен и смышлен. А какие руки у Ивана Федорова – быстрые, сильные, проворные – любоваться не налюбуешься! За что ни возьмется – все получается. Пишет Федоров быстро, красиво – лучших писцов зависть берет. Любую букву может Иван затейливо на бумаге начертать да на доске изображение вырезать. А еще пристрастился на Пушечный двор ходить и научился там литейному делу... Словом, нет работы, которую бы не сумел, не смог сделать Иван Федоров.

Иван Грозный. Ну что ж, пусть так и будет. Передай ему мою царскую волю да благослови его.

Уходят за ширму. Звучит народная музыка.

Автор. Долгой зимней ночью зажжет Иван светильник-лападу, очинит гусиное перо и выводит букву за буквой, тщательно рисует узоры. Гудит метель в маленькое слюдяное окно, ветер поет в печной трубе, от строчки к строчке бежит рука. Не жаль Ивану бессонных ночей, а жаль тех, кто книг не имеет.

Иван кладет перо, сидит задумавшись.

Петр Мстиславец (зевает). Что не спишь, мастер? О чем думу думаешь?

Иван Федоров. Да вот, мечтаю я о сказочной красоты книге. Никто ее еще не писал. В ней должны быть родные славянские буквы, привычные для слуха слова, но вся книга будет сделана по-новому. Над ней не будет сидеть согбенный переписчик. Ее не привезут из-за тридевяти земель. Она будет своя – родная, близкая, московская. Ее оттискивают, печатают. Всего несколько часов – и вот уже две, десять, двадцать, сто, двести совершенно одинаковых книг. Их укладывают на возы веселые добрые молодцы, и едут книги по дорогам – Казанской, Тверской, Владимирской... И пойдет книжная слава Москвы, и потекут реки мудрости по всем краям земли Российской.

Петр Мстиславец. Так и будет все. Дай только время.

Герои уходят.

Автор. Скоро сказка сказывается… Много лет ждал Иван этого дня. Денек этот виделся, когда Иван резал доски для гравюр-рисунков, отливал литеры-буквы, шрифты из металла, мастерил из дерева печатный станок.

Выходит Иван Федоров и сопровождает рассказ автора действиями.

– Взял страницу Иван Федоров, оттиснул на ней узор, вырезанный на доске и смазанный черной краской. Потом оттиснул украшения – все, что надо было напечатать для красоты красной краской. Вот и готова первая страница!
Иван Федоров внимательно просмотрел и прочел ее сам, потом дал прочитать лист Петру Мстиславцу. Хорошо!
Случилось это в 1564 году. Этот год и почитается началом московского, да и всего русского книгопечатания!

Звучит колокольный звон.

Сцена 7

Ведущая 2. А вот, ребята, как выглядела страница самого первого Букваря, который напечатал Иван Федоров в 1574 году.
Давайте внимательно посмотрим на эти буквы. Похожи они на те, которые есть в современном букваре? Да, действительно, многие похожи по написанию, а некоторые отличаются.
А знаете ли вы, что каждая буква древнерусского алфавита имела свое имя собственное?
Может быть, вы сможете назвать какие-нибудь имена букв древнерусского алфавита?
Конечно, слово азбука произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита – аз, буки.
А придумали русский алфавит два монаха – Кирилл и Мефодий.
При помощи азбуки из глубины веков они передали нам наказ о том, как должно жить людям, думающим и говорящим на русском языке.
К сожалению, современный алфавит отличается от первоначального старославянского, но даже сохранившиеся буквы позволяют нам понять это послание. Оно звучит приблизительно так:

Ведущий 1. Я, буквы ведающий, говорю: «Добро есть жизнь!» Живите усердно на Земле, и вы же, как люди, мыслите. Наш оный в том покой. Изрекай или говори слова твердо: учение – достижение божественного. Церковь – чтобы человечество свет имело.

Ведущий 2. Вдумайтесь, какая мудрость заложена в русской азбуке! Это звучит как клятва, заповедь: «Я знающий буквы, должен нести добро, потому что добро есть жизнь на Земле!» Так вот что такое Букварь! Это не просто первая книга, которую мы изучаем в детстве. Это книга жизни! И вот на каком удивительном, прекрасном, мудром языке мы говорим, думаем и читаем! Так давайте любить наш язык, бережно хранить его, уважать и ценить!

Ведущая 1. Итак, наш праздник подходит к концу.

Вручение подарков первоклассникам.

– А теперь давайте все вместе споем хорошо всем известную песню о школе.

Дети исполняют песню и уходят в классы.