Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2001

Министерские вести

Любовь Вохмянина

Образовательная область "Математика"в системах образования четырехлетней начальной школы

В настоящее время российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап своего развития. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального обучения, на первый план которого выдвигается становление личности младшего школьника, развитие его сознания и способностей. В решении этой задачи важнейшую роль играет не только разработка различных вариантов традиционной системы начального обучения, рассчитанных на повышение его развивающей эффективности, но и введение в практику работы четырехлетней начальной школы систем: Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

В ходе десятилетнего опыта вхождения данных образовательных систем в практику авторы программ, учебников и пособий постоянно вносили определенные коррективы и дорабатывали свои учебно-методические комплекты с учетом богатого опыта достижений в реализации систем в трехлетней начальной школе, который послужил основанием для создания новой четырехлетней школы.

Следующий важный этап в развитии систем – переход на четырехлетнее обучение. Переход повлек за собой серьезную доработку программ, создание новых программ и учебно-методических комплектов в данных системах. Снижение возраста учащихся при увеличении продолжительности начального обучения потребовало от авторов, работающих в данных системах, разработки новых учебников (особенно для 1-го класса), с боRльшим учетом возрастных возможностей учащихся; пересмотра форм организации учебно-воспитательного процесса; методического аппарата книг; подходов к решению вопросов преемственности между дошкольным и начальным этапами обучения, между начальной и основной школами.

При разработке программ и пособий для четырехлетней начальной школы авторы решали следующие задачи:

– сохранение принципов отбора учебного материала и логики его развертывания по годам обучения;
– устранение некоторого несоответствия программ обязательному минимуму содержания начального образования;
– создание условия для дифференциации обучения в соответствии с фактическим уровнем развития учащихся путем переноса части материала в разделы для факультативного изучения;
– усиление практической направленности обучения: в учебники и пособия введено большее количество разнообразных заданий и упражнений, позволяющих постепенно отрабатывать основные учебные действия, особенно на начальных стадиях обучения.

Использование в практической деятельности школ систем Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова является одним из направлений дальнейшего развития содержания начальной школы.

Для школ, работающих по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, разработаны три варианта авторских программ по математике:

– программа "Математика" (авт. Э.И. Александрова);
– программа "Математика" (авт. В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, О.В. Савельева, Г.Г. Микулина);
– программа "Математика" (авт. А.М. Захарова; проходит экспертизу).

Математическое содержание в этих программах выстраивается через систему научно-теоретических понятий, которые задаются через систему учебных задач. Учебным предметом выступают общие способы действия. Учебная задача понимается как задача на нахождение общего способа решения целого класса задач.

Программа "Математика" (авт. Э.И. Александрова) обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим учебники, рабочие тетради и методические пособия для 1-го, 2-го, 3-го классов (М., Вита-Пресс). Комплекты вошли в Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской федерации на 2001/2002 учебный год.

Данные учебно-методические комплекты представляет вариант реализации концепции развивающего обучения в логике системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Это касается как содержательной стороны курса, так и способов его раскрытия, форм представления учебного материала. В качестве основных достоинств необходимо отметить разнообразие методических приемов при отборе каждой темы и разработке новых типов заданий, использование дискуссий, игровых моментов при введении и отработке знаний; удачное использование моделей при изучении умножения и деления, структурирование материала, при котором в начале осуществляется усвоение смысла действий (например, умножение и деление), и лишь после этого – переход к частным вопросам (таблица умножения).

Программа "Математика" (авт. С.Ф. Горбов и др.) обеспечена учебно-методическим комплектом для 1-го класса (М., Вита-Пресс). Программа и учебник для 1-го класса получили положительную оценку Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования Российской Федерации.

Основой содержания являются предметные действия с величинами и моделирование этих действий при помощи геометрических фигур и символов. Понятие величины и действий с величинами являются базой для ознакомления с понятиями натурального числа, суммы и разности натуральных чисел, целого и части, для овладения умением выбирать действия при решении простых текстовых задач различных видов. С перечисленными основными темами курса логически взаимосвязаны элементы геометрии и алгебры.

Новые понятия введены научно, адаптированы к возрасту и уровню подготовки. В процессе выполнения упражнений учащиеся овладевают умением рассуждать, доказывать, обосновывать свои действия, то есть овладевают различными приемами умственных действий.

Программа "Математика" (авт. A.M. Захарова) обеспечена учебно-методическим комплектом для 1-го класса (проходит экспертизу).

Данная программа рассчитана на четыре года обучения, во многом базируется на программе того же автора, ориентированной на трехлетнюю школу. Внесенные изменения коснулись, в основном, перераспределения материала по годам обучения. Основные темы курса выстроены в единой логике, характерной для системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, причем стержневой является идея моделирования. В программе подробно описано содержание каждой темы, включены требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми учащиеся должны овладеть к концу каждого года обучения.

Проходят апробацию и готовятся к экспертизе учебно-методические комплекты для 2-го, 3-го, 4-го классов, реализующие данную программу. Многолетняя апробация программы позволила четко выделить направления ее доработки для четырехлетней начальной школы. Основное содержание программы (то есть последовательность и характер учебных задач и методов решения), которое определяется положениями теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, не изменилось.

Для школ, работающих по системе Л.В. Занкова, разработана программа "Математика" (авт. И.И. Аргинская). Данная программа, исходя из общих целей, стоящих перед обучением по системе общего развития школьников, решает следующие задачи:

– способствует продвижению учеников в общем развитии их мышления, эмоционально-волевой и нравственной сфер личности, не вредит здоровью детей;
– формирует устойчивый интерес к математике как области общечеловеческой культуры;
– дает представление о математике как науке, обобщающей реально существующие явления действительности и способствующей познанию окружающего мира;
– формирует знания, умения и навыки, необходимые ученику в практической деятельности и для продолжения образования.

Учебно-методические комплекты по математике для 1-го, 2-го, 3-го классов (авт. И.И.Аргинская) вошли в Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на 2001/2002 учебный год. Учебно-методический комплект для 4-го класса готовится к изданию (Изд-во "Федоров").

Автор реализует общие психолого-педагогические идеи развивающего обучения. В учебниках предложена система заданий, цель которых не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки в соответствии с программой, но и такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение и др. Для этого автор выстраивает содержание иначе, чем это делается в других учебниках по математике. Содержание учебников предполагает постепенное формирование у учащихся математических понятий и определений. В соответствии с этим хорошо продумана структура построения учебников, сочетающих в себе теоретические сведения с заданиями практического характера.

Авторы всех программ, новых учебно-методических комплектов, разработанных для четырехлетней начальной школы, обеспечивают выполнение обязательного минимума содержания начального образования по математике.

В помощь учителям и администрации школы подготовлены следующие материалы:

  • Информационно-методические письма авторов о новых учебно-мето-дических комплектах в четырехлетней начальной школе ("Вестник образования" № 13 – 15, 17 – 20, 22/2000).
  • Программы для четырехлетней начальной школы. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (Изд. "Рассказов", 2000).
  • Программы для четырехлетней начальной школы. Образовательная система В.В. Занкова (изд-во "Центр общего развития", 2000).
  • Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа. (Изд-во "Дрофа", 2000).

Любовь ВОХМЯНИНА,
Департамент общего
среднего образования