Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Елена ЮДИНА

Безотметочное обучение

В современной системе образования главным приоритетом является ее направленность на развитие образовательной инициативы, учебной самостоятельности и ответственности ребенка с самого начала обучения в школе. Основной формой проявления и развития этих качеств является умение и желание ребенка учиться (его учебная самостоятельность). Совершенно необходимым условием такого развития является радикальный пересмотр системы оценивания.

Общепринятая пятибалльная отметка является травмирующим элементом начального обучения. В качестве основных негативных эффектов отметки можно указать следующие:

  • искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное, с самим собой;

  • повышение тревожности и невротизация детей;

  • искажение учебной мотивации;

  • невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он «круглый отличник» или «неуспевающий».

Тем не менее, оценивание является естественной составляющей человеческих отношений и деятельности. И чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. Поэтому недостаточно просто отменить отметку; важно заменить ее более инструментальным и содержательным способом оценки достижений каждого ученика.

Цель изменения системы школьного оценивания: сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной. Это позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно обучать детей.

Если педагог хочет при этом решить еще одну, важнейшую задачу развития младших школьников: научить их учиться самостоятельно, то ученики должны участвовать в процессе создания критериев и средств оценки, то есть проявлять оценочную самостоятельность. Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый на данный момент.

Приглащаем вас принять участие в Круглом столе «Безотметочное обучение», который состоится 18 апреля 2005 года в Московском городском Доме учителя.
Ведущая кандидат психологических наук Елена Георгиевна Юдина предлагает обсудить общие принципы и существующие технологии построения безотметочной системы оценивания учебных достижений младших школьников, а также анализ основных проблем, возникающих в практике применения безотметочного оценивания: действия учителя, взаимодействие с родителями, связь с основной школой и др.