Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2008

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ
 

Вопрос психологу

У вас возникли психологические проблемы в классе? Задайте свой вопрос психологу. Пишите по адресу: 121165, Москва, ул. Киевская, д. 24, редакция газеты «Начальная школа» – с пометкой: «ВОПРОС ПСИХОЛОГУ». Сегодня в рубрике разговор ведут психолог школы № 1106 Галина СЕМЕНОВА, педагог-художник студии «Семицветик» Светлана АШИКОВА и мама ученика Наталия ТРЕНИНА.

Фото В. Алексеева

СИТУАЦИЯ У одного ученика в классе очень низкая скорость чтения, динамики практически нет. Читает 45 слов в минуту монотонно, без всяких пауз и выражения. Причем содержание прочитанного понимает! Умеет выделить главную мысль, разделить текст на части. По другим предметам успешен, особенно по математике. Пробовала разные приемы отработки техники чтения. Динамики нет.
Как помочь ребенку?

Психолог. В основе проблемы мальчика может лежать общая замедленность темпа деятельности. Если она имеет чисто физиологическую природу – медленное протекание нервных процессов (ребенок все делает медленно), то эту особенность следует просто учитывать.

В этом случае попытка заставить ребенка увеличить темп работы может привести к еще большему торможению. Замедленность может носить и локальный, ситуативный характер. В этом случае речь идет об избирательном защитном торможении, в основе которого лежат мотивационные трудности. Ребенок пытается уйти от навязанных ему, но внутренне неприемлемых требований. Чаще всего он теряет интерес к выполнению того задания, которое у него не получается.

Выходом из данной ситуации может стать развитие соответствующих познавательных интересов. Повышение заинтересованности в содержательной стороне задания, создание соревновательных ситуаций может способствовать преодолению негативного отношения к выполняемому заданию.

Кроме того, данная проблема может быть обусловлена наличием высокой тревожности, неуверенности в себе, сложившейся в результате накопления неудачных попыток, связанных с учебной деятельностью, в том числе и с преодолением трудностей скоростного режима чтения.

Неудачи могут оказывать психотравмирующее действие на детей с повышенной эмоциональной неустойчивостью.

Подобные дети сами хорошо знают о своих ошибках и просчетах и из-за них сильно переживают. Завышенные требования и постоянные нарекания со стороны взрослых только понижают их функциональные возможности, поскольку вводят таких детей в состояние эмоционального стресса, повышают их неуверенность в себе, вызывают дополнительное волнение и нередко формируют страх перед той или иной ситуацией. Особенности этих детей необходимо учитывать в педагогической работе.

Следует помнить, что такие школьники наименее успешны в ситуациях повышенного напряжения: в условиях ограниченного времени выполнения задания, при выполнении контрольных работ, при опросе, требующем немедленной ответной реакции.

Такие дети могут хорошо учиться в условиях спокойной, доброжелательной атмосферы. При этом необходимо подмечать их малейшие успехи и продвижения в деле, подбадривать и поощрять их правильные ответы, повышая их уверенность в себе. При некотором завышении оценок эти дети начинают только лучше учиться, стараясь оправдать оказанное доверие.

Если говорить в целом о вопросе, связанном со скоростью чтения, то психофизиологи очень настороженно относятся к попыткам интенсифицировать учебный процесс, сделать главным критерием успешности скорость.

Увеличение скорости чтения до 120–150 слов в минуту оказывается не только очень трудной задачей для артикуляционных движений, но, главное, при такой скорости подачи информации (а чтение вслух и есть подача информации самому себе) она просто не усваивается, так как оптимальной является скорость 80–90 слов в минуту.

Педагог. Я часто сталкиваюсь с тем, что большинство бегло читающих детей содержания прочитанного не понимают, не могут выделить главную мысль!

То, что ваш мальчик успешен по математике, говорит о том, что у него доминирует логическое мышление, но ему не хватает воображения. Есть один прием, который помогает детям справиться с этой проблемой и расширить горизонт зрения. Наш глаз так устроен, что когда мы смотрим прямо, мы видим не только то, что перед нами, но и то, что по бокам.

Давайте вспомним одну присказку: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, четвертая мерещится…» Так и с чтением: «Ты читаешь здесь и с опережением смотришь на соседние буквы в строке, не фиксируешь взгляд на одной букве, а расширяешь его, как читают взрослые».

Мама ученика. Я против того, чтобы при чтении скорость являлась критерием успешности ребенка. Даже если он не дотягивает до так называемой нормы, не вижу в этом беды. Стремление учителя любой ценой заставить ребенка читать быстрее объясняется тем, что педагог обязан отчитываться по этому параметру руководству. Я считаю, что ребенку гораздо лучше читать медленно, но при этом хорошо понимать и запоминать прочитанное, чем наоборот.

СИТУАЦИЯ. Ребенок капризничает, не хочет идти в школу, объясняя свое поведение просто: «Не хочу учиться». Как повысить мотивацию учебной деятельности?

Психолог. Причина снижения мотивации обычно связана с появлением трудностей, которых хотелось бы как-то избежать. Они могут иметь отношение как к учебной деятельности школьника, так и к сфере его общения со сверстниками. Снижение учебной мотивации обычно проявляется в хронической неуспешности учащегося, причины которой могут быть различны.

Наиболее распространенной предпосылкой оказывается недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения (так, например, недоразвитие мелкой моторики – умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки – сразу вызывает неудачи при обучении письму, несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке, ребенок ничего не запоминает, пропуская мимо ушей задания и указания учителя, и т.д.).

В целом преобладание игровых мотивов над учебными, столкновение с первыми трудностями снижают интерес ребенка к процессу обучения в школе. Вполне вероятно, что такой ребенок по своему психомоторному статусу еще не готов к школьному обучению. В этом случае родителям лучше забрать его из школы и определить в группу, в которой с помощью развивающих упражнений подготавливают детей к обучению в школе.

Для некоторых детей ситуация неуспеха в учебной деятельности может вызывать отрицательные аффективные переживания. Происходит это в том случае, когда возникают расхождения между притязаниями ребенка, то есть теми достижениями, которых он во что бы то ни стало хочет добиться, и его реальными возможностями. Притязания ребенка обычно основываются на возникшей в его предшествующем опыте самооценке. Ситуация неуспеха для него оказывается крайне болезненной, так как вынуждает признать свою несостоятельность. Однако это идет вразрез с потребностью ребенка сохранить привычную высокую самооценку. Поэтому скорее он будет считать, что к нему несправедливо отнеслись, чем осознает что-либо, способное поколебать эту его самооценку. Неадекватные притязания ребенка могут быть и следствием завышенных ожиданий родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка, которого считали вундеркиндом, воспринимаются ими как неудачи, реальные достижения ребенка не замечаются или оцениваются низко. В конечном итоге у ребенка может резко повыситься тревожность и неуверенность в себе. Главное, что необходимо делать взрослым в этом случае, – это обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности. Оценивая успехи ребенка, ни в коем случае нельзя сравнивать их с эталонами, сравнение должно быть только с ним самим, а похвала – за улучшение его собственных результатов, за приложение усилий по достижению этих результатов. Соблюдение правил безболезненного оценивания детских успехов должно сочетаться с поиском сферы наивысшей успешности, в которой ребенок может реализовать себя. Если у ребенка нежелание ходить в школу связано с трудностями в общении со сверстниками, необходимо его учить сотрудничать с детьми, то есть формировать навыки общения путем постепенного включения в коллективные мероприятия, обучая приемам совместной деятельности. Полезно в коллективных беседах со школьниками моделировать и разбирать различные случаи конфликтов, искать способы их конструктивной регуляции.

Педагог. Эта проблема – «нежелание идти в школу» – действительно становится нормой, мы решаем ее только преодолением. Ты сегодня идешь в школу, ты преодолеваешь себя. Если уже сейчас сдаться, то и в жизни потом придется нелегко.
Что может сделать взрослый в такой ситуации? Надо попытаться выяснить у ребенка, почему он сегодня не хочет идти в школу. Как правило, для отказа идти в школу есть вполне конкретная причина: либо неуспехи в учебе, либо плохие отношения с одноклассниками. Если причина – контрольная по математике, а ученик чувствует себя неуверенно, предложите ему позаниматься вечером, разобрать и отработать непонятную тему. А если это Петька Иванов, который вчера отобрал ручку и грозился побить, то постарайтесь сегодня проводить ребенка в школу (или встретить после школы), по дороге расскажите ему что-нибудь интересное, выстройте планы на ближайшее будущее. Как правило, у детей после ночного сна многое складывается удачнее: «Ты вчера с Колькой поссорился, но прошла целая ночь, и Колька уже сон видел хороший, и ты сон видел хороший, и сегодня все будет иначе». Такой разговор отвлечет вашего школьника от плохих мыслей, и, настроившись позитивно, ребенок найдет в себе силы справиться с проблемой.

Мама ученика. Ребенок может поссориться с друзьями, плохо понимать учителя, бояться получить плохую отметку, да мало ли что еще!
Не пытайтесь давить на ребенка, не ругайте его, не сравнивайте с другими детьми, лучше успевающими, чем он.
Создайте ему условия, в которых он мог бы почувствовать себя успешным: порисуйте вместе, сделайте поделку, выучите стихотворение. Не спрашивайте ребенка «в лоб»: «Почему ты не хочешь идти в школу?» Маленькие дети часто не могут дать ответ. Просто поговорите по душам, что гораздо труднее, и причина, скорее всего, выявится.