Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2006

СТРАНИЧКА ЗАВУЧА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


Классное руководство

Осуществление классного руководства педагогическими работниками государственных образовательных учреждений

Общие положения

Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений.

Основными целями образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся, их успешная социализация в обществе и адаптация на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Задачей образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако основная роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 «на педагогического работника с его согласия могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе».

Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.

Класс – это группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

 

Наполняемость классов

В соответствии с Типовыми положениями о типах образовательных учреждений наполняемость класса должна составлять:

  • 25 и более обучающихся:

    • в общеобразовательных и вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях;

    • в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

    • в группах учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

  • 20 и более человек:

    • в общеобразовательных школах-интернатах;

    • в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    • в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

  • до 12 человек:

    • в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

    • для слабовидящих и поздноослепших детей;

    • для детей, имеющих тяжелые нарушения речи;

    • для детей, имеющих задержку психического развития;

    • для умственно отсталых детей;

  • до 10 человек:

    • в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением;

    • в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

    • для слабослышащих и позднооглохших детей с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

    • для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

    • для глубоко умственно отсталых;

  • до 8 человек:

    • для слепых детей;

  • до 6 человек:

    • для глухих детей;

    • для слабослышащих и позднооглохших детей с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

  • до 5 человек:

    • для умственно отсталых детей, имеющих сложные дефекты.

Цели и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Задачи классного руководителя:

1) формирование и развитие коллектива класса;
2) организация системной работы с обучающимися в классе;
3) создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
4) организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
5) защита прав и интересов обучающихся;
6) гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
7) формирование здорового образа жизни;
8) формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;
9) организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава образовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

В своей деятельности классному руководителю необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

1. Организационно-координирующие

  • Разработка плана деятельности классного руководителя исходя из анализа, состояния и перспектив развития классного коллектива. Прогнозирование результата воспитывающей деятельности.

  • Установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).

  • Взаимодействие с педагогическими работниками и иными работниками общеобразовательного учреждения.

  • Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.

  • Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий.

  • Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе через систему дополнительного образования детей (вовлечение в кружки, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организацию экскурсий, посещение театров, выставок).

  • Взаимодействие с общественными организациями, советом ветеранов, заслуженными работниками образования.

  • Защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

– сотрудничество с медицинским персоналом школы;
– организация просветительской работы с обучающимися, учителями и родителями;
– воспитание позитивного отношения к урокам физкультуры и занятиям спортом.

  • Организация изучения обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в городе, в быту, на воде.

  • Обеспечение охраны и защиты прав обучающихся, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Сотрудничество с социальным педагогом.

  • Выявление, учет и работа с детьми социально незащищенных категорий.

  • Работа с детьми, подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении.

  • Содействие профессиональному самоопределению выпускников, осознанному выбору ими профессии.

  • Ведение документации: классного журнала, личных дел обучающихся, осуществление проверок дневников, разработок методических материалов мероприятий.

  • Еженедельное проведение классных часов и родительских собраний раз в четверть.

  • Организация дежурства по классу, образовательному учреждению, столовой, коллективная уборка школы, помощь детей в ремонте образовательного учреждения.

  • Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.

  • Забота о внешнем виде воспитанников.

  • Оперативное извещение администрации школы о каждом несчастном случае. Принятие мер по оказанию первой доврачебной помощи.

  • Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.

2. Коммуникативные

  • Регулирование межличностных отношений между обучающимися.

  • Установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися.

  • Содействие общему благоприятному психологическому климату в классе.

  • Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. Помощь в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями.

3. Аналитико-прогностические

  • Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития.

  • Направление самовоспитания и саморазвития личностей обучающихся.

  • Определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

4. Контрольные

  • Контроль за успеваемостью каждого обучающегося.

  • Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

  • индивидуальные (беседы, консультации, совместный поиск решения проблемы и др.);

  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

  • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

  • учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Критерии оценки деятельности классного руководителя

1. Критерий результативности

Отражает уровень социального развития обучающихся:

  • уровень общей культуры и дисциплины, гражданской зрелости, нравственности, воспитанности учащихся;

  • успеваемость учеников класса (высокая, средняя, низкая), формы ее контроля и повышения (с учетом реальных возможностей класса);

  • комфортный психологический климат обучающихся.

2. Критерии деятельности

Позволяют оценить реализацию управленческих решений классного руководителя:

  • наличие установленной для классного руководителя документации;

  • ведение документации в соответствии с требованиями:

– план воспитательной работы, постановка конкретных задач воспитания и их реализация, анализ и оценка результатов работы;
– классный журнал с регистрацией поручений и занятости учащихся в кружках и секциях;
– регулярный учет в журнале посещаемости уроков в классе, контроль за пропусками уроков;
– психолого-педагогические карты изучения личностей учащихся.

  • Организация воспитательной работы с обучающимися:

– массовые воспитательные дела класса;
– участие классного коллектива в общих делах школы;
– организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях (районные, городские конкурсы, экскурсии);
– развитие ученического самоуправления;
– социальная защищенность учащихся;
– умение разрешать конфликты (ученик-ученик, ученик-учитель);
– вовлечение каждого ученика в значимую для него и окружающих деятельность.

  • Активная деятельность классного руководителя:

– участие в мероприятиях по воспитательной работе и обмену опытом в рамках образовательного учреждения, района, округа и города;
– профессиональное общение с педагогическими работниками, взаимодействующими с обучающимися в данном классе, другими участниками образовательного процесса и общественностью.

  • Работа с родителями:

– организация совместных с родителями мероприятий;
– изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке.