Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2009

Педагогический марафон

День учителя начальной школы

25 марта 2009 года в рамках проведения Восьмого педагогического марафона учебных предметов прошел День учителя начальной школы. На пяти площадках в течение шести часов были организованы лекции, семинары, видео-презентации
и мастер-классы. Разговор на них шел, конечно же, о младшем школьнике. Каким должно быть современное образование? Как правильно учить читать и писать?
Что такое УУД – универсальная учебная деятельность?

Ни для кого не секрет, что объем знаний человечества об окружающем мире постоянно увеличивается, и современный ребенок имеет доступ к гораздо большему запасу знаний, чем его сверстник 50 лет назад. Но становится ли он от этого умнее?
Многие педагоги считают, что современные дети менее образованны, а школы постепенно утрачивают свою эффективность. Почему? Потому что в массовой школе мы учим детей правильно отвечать, но зачастую совсем не учим их задавать грамотные вопросы.
Для того чтобы понять, каким должно быть образование, нужно представить себе, с чем столкнется наш школьник через 10–15 лет.
В XXI веке мир уверенно шагнул в эпоху Всемирной паутины. Наверное, уже не осталось ни одного педагога, который хотя бы раз в неделю не сидел перед экраном компьютера в поисках нужной информации. Мы хорошо знаем: чтобы получить любую информацию в Интернете, нужно сформулировать вопрос и ввести его в специальной программе. После того как вы нажмете кнопку «Поиск», на вашу голову в буквальном смысле свалится куча нужной и ненужной информации. Вам останется лишь отбросить ненужное. Всё это означает, что в эпоху Интернета более образованным и более успешным становится тот, кто умеет задавать вопросы. Образование давно не сводится к простому воспроизведению чужих умных мыслей.

Но вернемся к нашим младшим школьникам. Как и во времена древнегреческих гимнасий, на этапе начального обучения мы прежде всего должны научить ребенка читать и писать.
Как выяснили исследователи, дети гораздо сложнее, чем можно себе представить, в том, что касается обучения письму и чтению.
Письмо – это сложный психофизиологический процесс, требующий от учителя внимательного вдумчивого отношения, особенно на этапе формирования этого навыка. Ученику необходимы паузы и повторы. Именно они делают мир ребенка узнаваемым и предсказуемым, повышая тем самым чувство собственного достоинства маленького ученика.
О том, как происходит обучение письму, как избежать ошибок и скорректировать уже имеющиеся, рассказала М.М. Безруких, академик РАО, директор ИВФ РАО, на первой лекции «Обучение письму: проблемы и коррекция». На второй лекции Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, руководитель авторского коллектива УМК «Начальная школа XXI века» затронула проблемы детского чтения.

  • Почему дети книге предпочитают телевизор и компьютер?

  • Почему в семьях не всегда поддерживается интерес ребенка к чтению?

  • От кого зависит, полюбит ли ученик книгу?

На эти вопросы и старались найти ответы участники Марафона.

Во втором зале были проведены мастер-классы методистов Центра непрерывного художественного образования Б.М. Неменского. Участников Марафона, желающих что-то делать своими руками: рисовать, лепить или вырезать, – было, как всегда, много. На первом мастер-классе «Мир полон украшений» И.Б. Полякова показала, как увидеть красоту окружающего мира, как с помощью кисти, ножниц и клея сделать цветок, бабочку или дерево.
На втором занятии «Возникновение животного мира на Земле» О.Б. Скуратова ввела нас в мир доисторических животных. Гости Марафона с удовольствием лепили из красного, желтого, синего пластилина забавные семейки динозавров.
На третьем занятии «Городской пейзаж» Т.Б. Сапожникова показала, как рисовать с учениками пейзаж современного города, памятники архитектуры, аллею парка в перспективе.
Мастер-классы научили педагогов работать с ребенком по каждой теме в течение 40–45-минутного урока и гарантированно получать высокий результат. А для маленького школьника результат всегда важен.

На одном из семинаров этого дня редакция газеты «Здоровье детей» представляла курс О.С. Гладышевой «Уроки здоровья» в начальной школе». Цель этих уроков – сделать так, чтобы стремление школьника к здоровью стало естественной потребностью в жизни, а не результатом целого ряда запретов.

В третьем, четвертом и пятом залах прошли семинары таких известных педагогических издательств, как «Дрофа», «Генезис», «СМИО ПРЕСС» и «Экзамен».
М.Ю. Полникова, заслуженный учитель Российской Федерации, автор «Дидактических тетрадей по русскому языку» и разноуровневых контрольных работ, рассказала о своем опыте работы с дидактическими материалами: как вместить в урок разнообразные виды работ, чтобы при этом нагрузка учащихся не стала выше допустимой; как обучать на различных уровнях сложности в условиях массовой школы; как организовать на уроке само- и взаимопроверку дидактических тетрадей, с тем чтобы ученик овладел опытом самооценки и самопроверки. В наших чтениях М.Ю. Полникова участвует ежегодно с 2002 года.

Г.М. Зегебарт рассказала о двух программах, изданных в серии «Учение без мучения».
В одной из них шла речь о методике, которая представляет собой соединение основных разделов школьной программы по русскому языку с элементами игры и новейшими достижениями психологии. Программа не вызывает у детей негативных эмоций, способствует развитию учебной мотивации и формированию устойчивых учебных навыков.
Вторая программа направлена на развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук. Занятия по программе способствуют развитию пространственных представлений, внимания, памяти, волевой сферы и создают предпосылки успешного овладения учебной деятельностью.
Т.А. Круглова, заведующая кафедрой начального обучения МИОО, рассказала учителям об итоговой аттестации и о некоторых путях повышения образования в начальной школе.
Телекомпания СГУ представила видеофильм «Двенадцать месяцев: зима, весна, лето, осень» с ярким музыкальным иллюстративным материалом к занятиям по окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству и музыке.

День, полный впечатлений, завершился приятным событием. Каждый педагог, прослушавший три лекции, получил сертификат участника Восьмого педагогического марафона учебных предметов.